Звезда Давида на самаркандской земле

Самарканд, расположенный на перекрестке торговых путей, на протяжении всей своей почти трехтысячелетней истории был местом, где удивительным образом сплетались культурные традиции различных этносов. Определенное влияние на развитие экономики и культуры среднеазиатского региона и, в том числе Самарканда, сыграла еврейская диаспора.

Сведения о времени и путях появления евреев в центральных районах Средней Азии в исторических источниках малочисленны. О еврейском населении Хорасана (под которым понимались тогда все населенные иранцами земли к востоку от пустыни Деште-Кевир, включая Среднею Азию) в Х в. говорится арабским географом ал-Макдиси. В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пересказывает из более раннего источника историю об иудее, построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз». А вот упоминание о евреях в европейских источниках относится ко второй половине ХII века. Это - «Книга путешествий» Биньямина Тудельского, который в 1165-1173 гг. предпринял паломничество в Святую землю.

«От Исбагана (Исфаган) четыре дня пути до персидской земли Шипаз (Шираз), где около десяти тысяч евреев, - писал он. - Оттуда на расстоянии семи дней пути стоит на берегу реки Гозан (Амударья) большой город Гина (Хива). В нем до восьми тысяч евреев, город торговый, в который съезжаются с товарами купцы всех на свете наций, расположен на обширной равнине. В расстоянии пяти дней пути лежит на границе персидского царства большой город Самаркут (Самарканд.), в нем до пятидесяти тысяч евреев, между которыми есть люди ученые и богатые. Начальствует над этой общиной князь р. Обадия».

Затем в источниковедении о среднеазиатских евреях следует довольно большой перерыв, и, хотя евреи продолжали жить на территории Мавераннахра, об их количестве, быте и занятиях мы узнаем из работ только XVIII-XIX вв.

Что касается Самарканда, то некогда крупнейший в Мавераннахре город к концу XVIII века выглядел совсем опустевшим. Во время пребывания там российского унтер-офицера Ф. Ефремова в 1770-х годах длина окружности жилой части Самарканда не превышала двух с половиной километров, в то время как развалины старого города простирались почти на десять километров. Число жителей он оценил в 5 тысяч человек. Среди них было и несколько семей бухарских евреев, поселившихся здесь с приходом к власти Нодир-шаха.

«Евреи занимают в Бухаре 800 домов; они рассказывают, что пришли сюда из Самарканда лет 700 тому назад, покинув Багдад. В Мешхеде - 300 еврейских домов, в Шахрисябзе - 30, в Балхе - столько же, в Самарканде и Герате - только 10, в Хиве - 4, в Бадахшане, Коканде и Кашгаре еврейского населения нет, - писал русский офицер Егор Мейендорф после того, как в 1820-1821 годах в составе дипломатической миссии А. Ф. Негри побывал в Бухарском эмирате. - Бухарские евреи полагают, что с ними тут лучше обходятся, нежели в других странах Азии, но и здесь их обязывают платить правительству большие подати. …Нельзя вообразить себе лиц, которые были бы прекраснее, как у бухарских евреев, хотя они вообще приводят на память европейских своих соотечественников. Они продолговаты, иногда украшены живым румянцем, иногда покрыты легкою бледностию; большие, живые глаза, исполнены выразительности».

По сведениям Е. Мейендорфа, в 1820 году в Самарканде было только десять бухарско-еврейских домов.

В XIX веке, особенно начиная со второй его четверти, оценив большие потенциальные возможности Самарканда в торговле с Россией, бухарско-еврейские купцы и ремесленники стали переселяться в этот город, способствуя его экономическому оживлению. По оценке естествоиспытателя Александра Лемана, сделанной во время его путешествия в Самарканд, их численность здесь достигла в 1841 году 500 человек.

До первой половины XIX в. евреи Самарканда жили разрозненно в различных кварталах, этим объясняется появление евреев в самаркандских гузарах «Шох Каш», «Чаррага», «Новадон» и «Кош-хауз». 5 марта 1843 года 31 семейством в собственность самаркандской еврейской общины за 10 тысяч таньга серебром был приобретен земельный участок близ восточной городской стены. На этой территории и был создан еврейский квартал «махалла-и яхудион», который старейшины символически разбили на 12 участков – по числу колен Израилевых.

Ясно, что квартал не мог вместить всех проживавших тогда в городе евреев, поэтому в последующие годы евреи приобретали смежные с образованным кварталом участки земли. Такие покупки были сделаны в 1858 году старостой бухарских евреев Моше Калонтаром, в 1861 году – тринадцатью семьями, в 1862-м – Ягудой Калонтаром. Размер участка, приобретенного в 1861 году, достигал полутора танапов (3750 кв. метров), а участка, приобретенного в 1862 году, – двух танапов (5 тыс. кв. метров).

В 1868 году в Самарканд вошли русские войска. К 1873 году в списке, составленном Моше Калонтаром, в древнем городе насчитывалось уже 168 домовладений. По свидетельству Василия Радлова, немецкого востоковеда на русской службе, в Самарканде тогда проживало свыше тысячи бухарских евреев.

После образования Туркестанского генерал-губернаторства поток еврейской миграции из Бухарского эмирата устремился в вошедшие в его состав города. Уже в начале XX в. еврейские общины существовали более чем в 30 городах, включая возникшие на месте русских военных укреплений и превратившиеся впоследствии в пункты транзитной торговли, через которые в степные районы направлялись российские фабричные товары. Проживая в новых для них местах, бухарские евреи повсеместно сохраняли «бухарский стиль» в одежде и иных проявлениях бытовой культуры, что всегда подмечалось окружающим населением.

Продолжение следует.

Анастасия ПАВЛЕНКО.