Звезда Давида на самаркандской земле

Часть вторая

Вторую половину XIX и первую четверть ХХ века принято считать "золотым веком" евреев, проживавших в Самарканде и связано это с приходом сюда Российской Империи.

Не секрет, что со времен Арабского халифата существовали законы, которые ограничивали права иноверцев. Действовали они и в Бухарском эмирате. Так, евреи должны были платить специальную подушную подать джизья, носить темные верхние халаты, опоясываться веревкой, им запрещалось ездить в городе верхом на лошади, надевать чалму, строить новые синагоги без специального разрешения, занимать государственные должности, строить свои дома выше домов мусульман, они были ограничены в юридических правах.

"Они должны были уже одеждой отличаться от правоверных: подпоясываться веревкой, а не поясом, и на голове носить острый колпак, чтобы правоверный по ошибке не поклонился бы неверному, - отмечал российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов Василий Радлов. - Запрещено было им ездить верхом на лошади или на осле и каждому правоверному они должны были давать дорогу, с почтением преклоняясь перед ним. Кроме обыкновенных податей, евреи должны были платить еще особую дань, которая бралась поголовно и доходила от 2 до 12 рублей".

Это же отмечал и российский учёный-ориенталист, член-корреспондент Петербургской Академии наук Николай Ханыков в своем "Описании Бухарского ханства", изданном в Санкт-Петербурге в 1843 году: "Евреи составляют хотя небольшую, но давно водворившуюся часть народонаселения ханства, наибольшее число их живет в Бухаре, впрочем, кроме того, я видел их в Кятта Кургане, в Самарканде и Карши. Везде в названных городах отведены им особые кварталы, из коих они выселяться не могут, а следовательно и не могут смешиваться с мусульманами. Права их необычайно стеснены. Например, они не смеют носить чалмы, а должны покрывать головы свои небольшими шапочками из темного сукна, опущенные мерлушкой пальца в два ширины. Сверх того, они не могут носить других халатов, кроме алачевых, и отнюдь не могут подпоясываться широкими платками, а тем более шалями, а должны непременно употреблять для этого простую веревку, и для того, чтобы они не могли скрыть сего последнего отличия, им строго запрещается носить не подпоясанный халат сверх подпоясанного. Но самое главное стеснение для иудеев по деятельному их образу жизни есть строгое запрещение ездить в стенах города верхом, как на лошади, так и на ишаке. В Бухаре это тем более чувствительно, потому что после небольшого дождя улицы делаются непроходимы от грязи не только для пешехода, но иногда и для вершника".

На практике, безусловно, многие запреты, особенно касающиеся бытовых вопросов, строго не соблюдались, но с приходом русских колонизаторов было значительно смягчено юридическое неравенство среднеазиатских евреев. Так, всего лишь десять дней спустя после завоевания Ташкента, 27 мая 1865 года, исполнявший обязанности оренбургского генерал-губернатора К. Бабарыкин подал министру внутренних дел рапорт, в котором ходатайствовал о расширении льгот для бухарских евреев. В ответ Комитет министров в апреле 1866 года предоставил оренбургскому губернатору право принимать в российское подданство всех евреев Средней Азии, вступивших в купеческие гильдии.

Вступив в Самарканд 13 мая 1868 года, генерал-губернатор Константин фон Кауфман обратился к судьям, аксакалам (старейшинам) и купцам (как к мусульманам, так и к евреям) с приветственными словами, в которых поблагодарил жителей за радушный прием. Отвечая на вопрос, будут ли новые власти препятствовать свободному исповеданию разных религий в Средней Азии, Кауфман сказал собравшимся жителям Самарканда: "Каждый молится так, как его научили отцы; русский закон в это дело не вмешивается. Христианин, магометанин, еврей, индус - все молятся по-своему. Молитесь и вы…"

На плане-проекте Самарканда, сделанном русскими топографами в 1871 году, видны отчетливые очертания еврейского квартала. Грамотно, с учетом всех законов градостроительства, климатических условий здесь были проложены улицы. В планировке квартала прослеживается мини-копия среднеазиатского города, получившего название "шахристан", где направление главных улиц шли с востока на запад, малых - с севера на юг. Планировка велась с учетом розы ветров и защиты от азиатского солнца. Прослеживается комплекс гузаров, которые являлись комплексом отдельно взятых, замкнутых усадеб. Весь квартал был пронизан сетью ирригационных систем больших и маленьких арыков, часть которых, в свою очередь, снабжали водой несколько хаузов, служивших для сбора воды для питья. Вокруг водоемов росли большие тенистые деревья. Ветры с зарафшанского хребта обдували летом квартал, неся прохладу. Две центральные улицы - ныне Толмасова и Худжумская - выходили к речке Обимашад, по берегам которой были огороды, сады и виноградники. Оттуда по улицам, как по ветроводам, шла прохлада. К концу XIX века квартал "Восток" был, по существу, городком в городе. Здесь имелись свой общественный центр, бани, школы, ремесленные лавки, базарчики. Квартал органично вписался в общегородскою систему Самарканда, привнося свой неповторимый колорит.

В 1885-90 гг. в центре еврейского квартала Самарканда была построена большая синагога, а всего к началу ХХ века в городе насчитывалось более 30 синагог. В Самарканде функционировало областное религиозное общество хасидов, которое в 1914 году насчитывало 853 человека.

Продолжение следует.

Анастасия ПАВЛЕНКО.