Зиме мы всегда «рады»

Наступила зима, а с ней и привычные перебои электричества, понизилось давление подаваемого природного газа, где-то он вообще пропал. По правде говоря, предвидеть возникновение такой ситуации, которая в дальнейшем может только усугубиться, было нетрудно, и вот почему.

Несмотря на частые разговоры на эту тему с самых высоких трибун, мы так и не научились разрабатывать баланс производства и использования энергетических ресурсов. По этой причине инвестиционная деятельность последних лет, вопреки логике, в приоритетном порядке была направлена на создание энергоемких производств, например, таких, как цементная промышленность и тепличные хозяйства. Не раз и не два приходится повторять, что мы на единицу ВВП расходуем в 2-3 раза больше энергии, чем страны, которые имеют схожую с нашей страной структуру экономики.

Горько признавать, что не было принято достаточных мер по разработке и осуществлению задач, направленных на энергосбережение. На промышленных гигантах, - предприятиях горной металлургии, строительной индустрии, - продолжается эксплуатация как морально, так и физически устаревшего энергоемкого оборудования, электродвигателей. Такая же картина в системе Министерства водного хозяйства республики. Почти одна треть потребляемой промышленностью электроэнергии и природного газа приходится на долю предприятий по производству давно потерявших актуальность и эффективность химических минеральных удобрений. Тем самым наносится огромный ущерб не только энергетической безопасности страны, но и здоровью населения.

Одной из основных причин усиления энергетических проблем является количественный подход к созданию новых предприятий. Например, в промышленности функционирует более 60 тысяч малых промышленных предприятий и микрофирм. Уверен, что ни в одной из них нет штатной единицы энергетика (не путать с электриком). Раз так, то некому профессионально заниматься вопросами энергосбережения.

На Втором экономическом форуме Узбекистана международные эксперты заострили внимание на необходимости перевода энергосистемы на рельсы рыночных отношений и систему свободного ценообразования. В этой связи хотелось бы напомнить следующее. Всего несколько лет назад Узбекистан до 10 процентов добываемого газа экспортировал в Российскую Федерацию или Китай. Экспортные цены были примерно в три раза выше, чем внутренние. Такая разница создавала возможность для солидных инвестиций в отрасль и роста его добычи. Не особо утруждая себя необходимыми расчетами, мы отказались от такой практики, в результате чего отрасль стала резко ухудшать показатели развития.

Возникают резонные вопросы: почему отказ от экспорта и переработка природного газа в готовую продукцию, не позволили сохранить прежние показатели его добычи? Насколько реальным является переход на хозяйственный механизм, предполагающий рыночные методы ценообразования?

Дело в том, что, разделив энергопотребителей на определенные группы, мы увидим, что существенная часть их расходов приходится на домохозяйства, то есть население страны. По нашим расчетам, на бытовые нужды населения тратится около 18 миллиардов кубометров природного газа и почти такое же количество электроэнергии. В действующих ценах это эквивалентно $1,4 млрд. Так как тарифы были заморожены еще три года назад (небольшое повышение было в начале июля т.г.), отпуск цен в свободное плавание означает их рост минимум в 1,5 раза, как это произошло с зерном. Разумеется, необходимая сумма инвестиций должна быть поделена между всеми группами потребителей - населением, реальным сектором экономики и государственными учреждениями.

Какие капитальные вложения нужны, чтобы добиться роста добычи природного газа с учетом прироста населения и ВВП (ежегодно 2,5 миллиарда кубометров)? Эту задачу предстоит решить экономическому блоку правительства. Грамотная разъяснительная работа с населением, может, и даст свои результаты, но решение проблемы упирается в его платежеспособность. Следует разработать баланс доходов и расходов населения, однако ясную картину можно получить в следующем году, после подведения итогов переписи населения. С высокой долей вероятности можно утверждать, что внутренних источников инвестиций будет недостаточно и придется прибегнуть к внешним заимствованиям.

На мой взгляд, повышения эффективности энергетической системы можно добиться и путем разработки раздельных норм расхода на освещение и отопление. К сожалению, хороший инновационный подход и начатый эксперимент остался незавершённым. Вряд ли без этого можно ожидать улучшения показателей и коренных изменений от реформ в данной сфере. А как же иначе можно осуществлять целевые поставки электроэнергии и природного газа домохозяйствам, субъектам предпринимательства, а также государственным учреждениям, избежав хаотичных экспортных поставок?

В заключение хочется отметить, что обеспечение энергетической безопасности предполагает усиленную аналитическую работу, глубокие маркетинговые исследования, опору на современные научно-технические достижения.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.