Зарафшан-Каракумский коридор признан всемирным наследием

На 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходит с 10 по 25 сентября в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), Зарафшан-Каракумский коридор Великого шелкового пути включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кандидатуры рассматривались в минувшее воскресенье на основе оценки Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). По словам председателя Фонда развития культуры и искусства Узбекистана и Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Гаянэ Умеровой, решение ЮНЕСКО является признанием уникальной исторической и культурной ценности объекта. Что же такое Зарафшан-Каракумский коридор Великого шелкового пути и какие объекты из Узбекистана (в частности Самаркандской области) вошли в него?

Зарафшан-Каракумский коридор Шелкового пути состоит из 31 объекта, расположенного в трех странах. Из них 9 объектов находятся в Таджикистане, 15 расположены на территории Узбекистана, остальные 7 - в Туркменистане.

«Зарафшан-Каракумский коридор как объект культурного и природного наследия очень важен не только для Узбекистана и Центральной Азии, но и для истории всего мира», - считает директор Международного института центральноазиатских исследований Дмитрий Воякин.

Напомню, что МИЦАИ несколько лет вел активную деятельность по исполнению проекта по подготовке номинационного досье «Шелковый путь: Заравшан-Каракумский коридор». Вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО комплекс отражает выдающиеся достижения в области архитектуры и технологий, монументального искусства и градостроительства на этом участке Шелкового пути со II века до нашей эры по XVI век нашей эры. Объект представлен средневековыми городами и согдийскими произведениями искусства, архитектурными памятниками (мечеть Деггарон), отражающими влияние зороастризма, христианства и ислама в Центральной Азии.

Зарафшан-Каракумский коридор являет собой уникальный пример взаимодействия человека с природой, проиллюстрированный сооружениями для управления водными ресурсами (сардоб Малик в Навоийской области) и инфраструктурой в горах, засушливых степях, оазисах, плодородных долинах и зонах пустынь, которые на протяжении веков способствовали функционированию торгового пути.

В Зарафшан-Каракумский коридор вошли и памятники истории, расположенные в Самаркандской области. Это - Дабусия, Кафыркала, Сулеймантепа и Джартепа-2.

Легендарная Дабусия

Овеянная легендами и мифами крепость Дабусия расположена в нескольких километрах от административного центра Пахтачийского района – самого дальнего региона области. В «Истории Бухары» жившего в Х веке Наршахи город Кал‘а - и Дабуси упоминается в связи с началом заселения Бухарского оазиса. Еще в доисламское время этот город был главным в Бухарском оазисе и по преданию основан Зулкарнайном, т. е. Александром Македонским.

В различных источниках крепость называли Дабускала, Дабуси, Дабус. По мнению доктора исторических наук Ш. Камолиддина, топоним ал - Дабусийа не подпадает ни под какие известные типы топонимообразования. Наличие арабского артикля ал - в составе этого топонима указывает на то, что он вместе с окончанием пользуется для образования имен относительных. В персоязычных источниках это название упоминается в форме Дабус или Дабуси. Следовательно, основа этого топонима могла быть именем собственным. 

B «Шахнамэ» Фирдоуси упоминается слово «дабус» в значении «дубина», «булава», «скипетр». Эти данные позволяют этимологизировать имя Дабус или Даббуса как «человек с дубиной», «обладатель булавы».

Согласно ат-Табари, город был завоеван Кутейбой ибн Муслимом в 93/711-12 г. Нa тот момент город Дабусия смог выставить против арабов 10 тысяч отчаянных и смелых воинов из числа местных жителей - согдийцев и тюрков. В источниках Аль-Мукаддаси, Якут Хамави, Ибн Хавкала, Ибн Хурдобе, Ас-Самани, Абу Райхана Беруни, Абул-Фидана упоминается, что это был богатый и приятный город с изобилием проточной воды из реки Зеравшан и множеством деревьев. Здесь шумели большие базары, располагались мечети и медресе, монетные дворы, где чеканили золотые, серебряные и медные монеты. Когда-то ткань под названием «вадори», сотканная в Дабусии, с успехом продавалась на Западе и Востоке. Также в Дабусии в больших количествах производились шерстяные ткани и кожаные изделия, которые купцы развозили в разные части света.

В ходе археологических раскопок, проводимых в Дабусии, были обнаружены многочисленные рабочие инструменты, предметы быта, ремесленный инвентарь, оружие. Все находки отменного качества, возраст некоторых из них оценивается в 2300 лет. Исследования показали, что фактически по всей территории крепости были проложены керамические водопроводные и канализационные трубы.

В Дабусии жили известные писатели, ученые, просветители. Один из них Абу-Зайд ад Дабусии (X-XI века). История сохранила имя имама Бахри-ота. Он, как и Суфи Оллаер, Пахлавон Махмуд, был просвещенным, политическим деятелем своего времени.

Все это указывает на то, что Дабусия в свое время занимала большое политическое, экономическое и военное положение. Согласно историческим источникам, этот древний город посещали Амир Темур, Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур. Дабусия существовала как устойчивая, мощная крепость на протяжении веков и не теряла своего стратегического значения при таких династиях, как Темуриды, Шейбаниды, Аштарханиды.

В первой половине XIX века, со времен бухарского правителя Амира Хайдара, крепость носила название Зиявуддин. Первоначально названия Дабусия и Зиявуддин использовались одинаково, но позже термин «дабусия» вышел из употребления.

Нет точных сведений о том, почему Дабусия опустела и люди покинули эту местность. Многие объясняют такую ситуацию появлением нового города Зиявуддин и тем, что сюда переселилась большая часть населения…

Храм Джартепа II

Согдийский храм Джартепа II расположен в сельской местности, на караванном пути из Самарканда в Пенджикент, в местности, которая в древности называлась Рустак Варагсар.

Как указывается на сайте МИЦАИ, на ранних этапах своего развития храм Джартепа II представлял собой сельский укрепленный особняк. Позже, перестроенный в V веке, он был превращен в храм, просуществовавший до первых десятилетий VIII века.

До начала археологических исследований памятник представлял собой вал размером 60×40 м, вытянутый по оси север-юг. Результатом многолетних исследований стало обнаружение нового согдийского храма. Его руины - это сложный археологический объект, четко разделенный на пять строительных периодов.

Данные, полученные в результате исследований, говорят о том, что храм Джартепа появился одновременно со знаменитыми храмами Пенджикента в V веке, но его архитектура сохранилась лучше, что дает больше возможностей для визуальной реконструкции. Великолепный внешний вид здания, его размеры, богатое внутреннее убранство, многочисленные религиозные артефакты, выгодное расположение на караванном пути позволяют предположить, что это сооружение служило храмом для более широкого круга людей: путешественников, паломников, торговцев и т. д.

Многочисленные находки и фрески, найденные в храме Джартепа II, впервые позволили составить целостное представление о храмовых сокровищницах Согда. Вполне вероятно, что храм Джартепа был разграблен, а также сожжен в 675-680 гг., но затем вновь перестроен в VIII веке, чтобы чуть позже прекратить свое существование как святилище с принятием жителями Варагсара ислама.

Храм Джартепа II - один из самых значительных памятников, обнаруженных за последние годы. Он отражает высокий уровень согдийской культуры раннего средневековья, а новые артефакты из храма Джартепа II, ставшие теперь доступным академическому сообществу, могут во многом обогатить представление о материальной и духовной жизни согдийцев – предков современного населения Центральной Азии.

Кафыркала – сокровищница Согда

В ходе работ и проведенного научного анализа было установлено, что городище Кафыркала - это резиденция правителей Согда конца VII - начала VIII веков, в которой проводились торжественные приемы, культовые церемонии и даже вершился суд.

Расположенное на левом берегу Даргомского канала, поселение имеет трехчастное деление и включает в себя цитадель-дворец, шахристан, примыкающий к нему с запада рабад, башни и крепостные стены.

Цитадель Кафыркала имеет почти квадратную форму. Ее размеры у основания 76×76 м (вверху 58×58 м), высота 20-25 метров. Она вписана в шахристан 360х360 м и отделена рвом и внешней (второй) оборонительной линией прямоугольных башен по внешней границе рва. К югу от шахристана, по краю оврага, когда-то приближалась цепочка погребальных сооружений – наус. К востоку от шахристана, за руслом ручья, обнаружен квартал гончаров. Единственный вход в цитадель находился в центре южного фасада, внешняя сторона которого была обозначена порталом.

Ядро монументально-дворцового комплекса составлял большой двор (40х40 м) с айванами по периметру. Крышу дворца поддерживали многочисленные деревянные колонны. Стены дворца были покрыты разноцветной живописью сюжетного характера, а интерьер украшала резьба по дереву, о чем свидетельствуют многочисленные поврежденные огнем деревянные балки. В результате сильного пожара сгорели колонны, балки и основания колонн. Почти вся расписанная штукатурка осыпалась со стен. Фон росписей был ярко-голубой, а сюжет на нем выполнен красной, желтой, черной, синей красками. Возможно, здесь были изображены сцены пиршества или другого важного события. Скорее всего, живопись Кафыркалы перекликается с всемирно известными афрасиабскими росписями из дворца Вархумана. До недавнего времени была изучена только южная часть этого большого здания айванного типа.

Важным итогом исследований Кафыркалы стало обнаружение большого количества артефактов мирового исторического и культурного значения, а также сенсационная находка - панно и ряд других декоративных элементов из резного обугленного дерева, которые датируется учеными VII-VIII веками. Сюжеты имеют религиозный характер: на панно изображена фигура богини плодородия и материнства Наны-Анахиты, которая особо почиталась в древнем Иране, Хорезме и Согде. Напомним, что отреставрированное обугленное резное дерево было представлено на выставке в музее Лувр (Париж, Франция) в ноябре прошлого года.

Многочисленные фрагменты керамики, монет и находки из камня, бронзы, железа и дерева, обнаруженные на Кафыркале, относящиеся к раннему средневековью, раскрывают материальную культуру согдийцев, степень развития технологий и навыков, основные направления культурных и торговых связей.

Сулеймантепа – несторианский монастырь

Средневековой христианский храм, упоминаемый Ибн-Хаукалем в селении Вазкерд, был найден в предгорье Ургута украинским археологом и востоковедом Алексеем Савченко во время проведения Восточно-Согдийской археологической экспедиции.

Название Сулеймантепа произошло от жителя этого места - Сулеймана, который после Второй мировой войны построил здесь дом. В память о Сулеймане местные жители и назвали соседний холм «Сулаймонтепа». В результате раскопок, проводимых в 1999-м, 2004-м, 2005-м и 2022-м годах, было вскрыто несколько помещений. Выявлено сооружение из жженого кирпича, ориентированного по сторонам света, типичного для христианских храмов. Были также раскопаны рухнувший арочный свод, алтарь с криптой (лестница, крытый подземный ход), а также железный нательный крест. По данным радиоуглеродного анализа керамики, было выявлено время основания монастыря – середина IX века. Позже были найдены некоторые предметы, относящиеся к VII в.

Также были найдены керамические сосуды с оттисками христианских крестов, печать мастера-гончара, фрагмент ритуального блюда с оттиском креста, служившего, по-видимому, для подачи просфоры во время причастия. В нише храма была найдена лампада с маслом. В монастыре находилась лечебница, где практиковали хирургические операции. Также был найден 150-ти метровый тоннель, ведущий от горного ручья в монастырские колодцы, глубиной в 13-15 м. Стены монастыря – с двойной кладкой, каждая по 2,5 м в толщине. Такие мощные стены нужны были для защиты от горных селей и оползней. Сохранились фрагменты росписей на стенах внутри здания.

В 240 метрах южнее монастыря был обнаружен крупный некрополь, раскопано 17 погребений. Археологическими раскопками на территории монастыря, в южной его части, была выявлена каменная мостовая, очерчивающая южные границы архитектурного сооружения.

Подготовила Анастасия ПАВЛЕНКО.