Занятость населения: проблемы и пути решения

Решение задач по обеспечению занятости населения остается главной социальной проблемой в стране. С прошлого года соотношение между инвестициями и объёмом ВВП возросло с 22 до 24 процентов, но, несмотря на это, одну треть молодёжи, достигшей трудоспособного возраста,  не удаётся вовлечь в организованный сектор экономики.

Через считанные месяцы более чем 600 тысяч молодых людей завершат учёбу в школах, профессиональных колледжах, академических лицеях и вузах. По статистике, только 18-20 процентов из них смогут поступить в высшие учебные заведения, а остальные должны пополнить трудовые ресурсы страны.

Расчёты показывают, что коммерческие банки страны в год выделяют на оплату труда денежных средств, эквивалентных 8,5-9 миллиардам долларов США. При сохраняющейся практически неизменной структуре экономики и годовом приросте ВВП в размере 5 процентов дополнительный фонд оплаты труда может составить $ 400-450 миллионов. Этих средств хватает на создание 300-330 тысяч новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но этого явно недостаточно, чтобы обеспечить работой выпускников учебных заведений, не говоря о находящихся в резерве трудовых ресурсов прошлых лет. Так происходит потому, что инвестиции сейчас, как и в прошлые годы, в основном, привлекаются в материалоёмкие и энергоёмкие отрасли промышленности, хотя ситуация требует их разворота в сторону трудоёмких отраслей.

Руководители экономических министерств республики не раз заявляли о том, что теневая экономика в Узбекистане доходит до 50 процентов к уровню ВВП. Напрашивается вопрос: каких результатов удалось достичь по преодолению этой проблемы за 2018 год и по итогам трёх месяцев текущего года?

В условиях, когда не удаётся сократить разрыв между числом лиц, достигающих трудоспособного возраста, и количеством вновь создаваемых рабочих мест, очень важно усилить меры по совершенствованию миграционной деятельности, тем более тогда, когда происходит сокращение денежных переводов мигрантов. Так, по данным органов статистики Российской Федерации в Узбекистан нашими согражданами в 2018 году переведено 3,9 миллиарда долларов, что на 1, 7 миллиарда долларов меньше, чем в 2014 году. Среди мер первоочередного характера в преодолении этой отрицательной тенденции можно назвать расширение сети языковых центров для бесплатного обучения лиц, имеющих желание (проявляющих стремление) к выезду на работу за пределы страны, выделение им кредитных средств, для первоначального обустройства или начала предпринимательской деятельности. Каждый миллиард сумов, направленный на эти цели, может обернуться дополнительной сотней миллионов долларов, переводимой нашими согражданами из-за рубежа.

Какова взаимосвязь между уровнем занятости населения и инфляционными процессами?

Обращаю внимание на следующий пример. Когда цена одного куриного яйца с 600 возрастает до 750 сумов, то количество приобретаемого населением этого продукта сокращается. В результате производитель вынужден сокращать производство и соответственно численность работников.

С нового года малые предприятия переведены на систему оплаты общеустановленных налогов, в частности НДС в размере 20 процентов. Так как при формировании цен затраты на приобретение мяса, молока, овощей, кожевенного сырья не принимаются в расчёт, то готовая продукция, изготавливаемая на их основе - и это подтверждается на практике - становится дороже как минимум на 10 процентов. В таких случаях объём реализации сокращается, что приводит к усилению безработицы. К таким же результатам приводит переход на свободную конвертацию валюты.

В соседних странах ставка НДС ниже на 8 процентов, по этой причине производимые там потребительские товары имеют более низкие цены. В результате этого, как свидетельствует официальная статистика, абсолютный прирост импорта из соседних стран намного выше, чем прирост экспорта. Вполне резонно, что это создаёт серьёзные проблемы для сбыта продукции отечественных производителей, в частности одежды, обуви, моющих средств, кондитерских изделий и т.п., что отрицательно влияет на решение проблем с занятостью. Такая ситуация требует более гибкого подхода к вопросам применения рыночных инструментов, регулирующих предпринимательскую деятельность, таких как налогообложение, определение ставок таможенных пошлин, кредитование.

Непрерывное улучшение показателя занятости населения зависит от выбора стратегических отраслей экономики, основу которого составляет уровень её конкурентоспособности. В качестве одной из таких отраслей в нашей стране избрана такая трудоёмкая отрасль, как текстильная промышленность.

Принятые на правительственном уровне решения направлены на непрерывный рост экспорта готовой продукции, с постепенным и полным отказом от внешних поставок хлопкового волокна. По ряду причин организационного характера достичь желаемых результатов не удаётся, - растёт производство и экспорт такого полуфабриката, как хлопковая пряжа, а расширить охват международных рынков хлопчатобумажными тканями и трикотажными изделиями отечественного производства не удаётся. Подтверждением тому является отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте страны.

Причина в том, что на зарубежных рынках уже длительное время господствуют транснациональные компании. В нашем случае китайские, турецкие, таких республик, как Бангладеш и Вьетнам. Для того чтобы конкурировать с ними, должны быть созданы условия для производства товаров с низкими затратами и высокими показателями качества. Да, сейчас создаются текстильные кластеры, но для того, чтобы они дали свои положительные результаты, нужно время, так как происходит трансформация старого хозяйственного механизма в новые инновационные формы.

Как известно, на наших ведущих текстильных предприятиях консультантами работают специалисты из вышеназванных стран. Нетрудно догадаться, что с учётом высокой конкуренции, сложившейся на международных рынках текстильной продукции, вряд ли они до конца поделятся секретами своего мастерства. В этих условиях очень важно сконцентрировать внимание на подготовку отечественных специалистов, на усиление связи науки с производством.

Много проблем со строительством жилья и производством строительных материалов. Эти отрасли являются достаточно трудоёмкими и способны, в отличие от текстильной, обеспечить занятость значительной части мужского населения страны. Но высокие темпы строительства жилья зависят от уровня платежеспособности населения, поэтому проводится работа по удешевлению стоимости жилья, чего, конечно недостаточно. Например, перевод производителей жжёного кирпича на оплату НДС в размере 20 процентов или шлакоблоков на общеустановленный порядок налогообложения (налог на имущество и прибыль, земельный и на водные ресурсы) даёт в итоге прямо противоположные результаты.

В мясомолочной, консервной, кожевенной промышленности, где сырьё не принимается в зачёт по НДС, происходит изъятие оборотных средств предприятий в централизованный бюджет государства, а это не что иное как сокращение внутренних источников инвестиций, влекущее за собой сокращение объёмов производства и рабочих мест. Если это не так, то где искать источник пополнения государственного бюджета за первый квартал в 1,7 раза? Все наши доводы говорят о том, что налоговая система должна быть дифференцированной в зависимости от роли той или иной отрасли в решении социально-экономических проблем страны.

В то же время нельзя откладывать в долгий ящик разработку долгосрочной программы развития экономики страны в целом и задачи по определению её приоритетных отраслей в частности. Есть различные виды изделий народных художественных промыслов,  которые при производстве на промышленной основе, вполне могут завоевать международные рынки. Есть цветные металлы, которые экспортируется в сыром виде, глубокая промышленная переработка которых даст ощутимый рост в  показатели макроэкономического развития страны.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что эффективность разрабатываемых кратковременных и долгосрочных "дорожных карт" по тем или иным направлениям развития зависит от того, в какой степени они являются научно обоснованными, носят сбалансированный и последовательный характер, когда чётко обозначены ориентиры инвестиционной деятельности. Вряд ли кто будет возражать, что достижение этой цели невозможно без ускорения процесса проведения Всеобщей переписи населения, которая по международным меркам должна проводиться каждые десять лет. Не совсем понятно, как можно откладывать проведение этого важнейшего мероприятия ещё на три года, если учесть, что Узбекистан, в отличие от других стран СНГ, не проводил её аж целых тридцать лет! И давно очевиден тот факт, что именно из-за недостаточности достоверной информации многие начинания по целому ряду социальных реформ не дают желаемых результатов.

Ильхом ВАФАЕВ,

экономист.