Новые подробности о согдийских храмах огня

Благодаря усилиям нашего Президента, в республике, особенно Самарканде, были созданы благоприятные условия для развития туризма. За короткое время число туристов в Узбекистане возросло в семь раз, перевалив отметку в шесть миллионов человек в год. Конечно, больше всего иностранных и местных туристов интересует история нашего края. И у нас есть, что показать. Однако, наряду с этим, имеются некоторые вопросы, требующие исследований.

Например, несмотря на то, что наши предки - согдийцы в течение тысячелетия до ислама проповедовали зороастризм и, по мнению многих ученых-востоковедов, священная книга данной религии «Авеста» написана именно здесь, до сих пор на территории бывшей Согдианы не найден так называемый «оташкада» - храм огня. А ведь именно в оташкаде огнепоклонники зажигали «священный огонь», исполняя основной ритуал своей религии.

В иранских городах - Тегеране, Язде и Исфагане, где имеются действующие храмы огня, всегда очень много туристов. На первый взгляд подумаешь, вот помещение, где разводится костер, которому поклоняются приверженцы этой религии. Но нет! Известный таджикский историк-академик АН СССР Бабаджан Гафуров, опираясь на сведения летописца времен саманидов Наршахи (IX век), писал, что только в Пайкенте (на территории нынешней Бухары) арабские захватчики, разрушая оташкаду, захватили 50 тысяч мискалей (один мискаль равен 4,68 граммам золота).

Академик Гафуров, также ссылаясь на приведенные в исследованиях большого знатока истории Согда советского востоковеда А. М. Беленицкого, приводит следующие сведения: «Арабы перед тем, как сжечь главный самаркандский храм огня, изъяли из него более 200 килограммов чистого золота. Кроме того, после переплавки только одного идола они наскребли 24 тысячи золотников серебра. Наряду с другой золотой и серебряной утварью, в храме имелись драгоценные камни, такие как жемчуг величиной с куриное яйцо».

Как пишут средневековые историки, арабские завоеватели, забрав все ценное из оташкады в Бухаре и Самарканде, превратили ее в мечеть.

Пехлевийское географическое сочинение IX века «Шахристонхое Ирон» («Иранские города») сообщает об установлении в Самарканде «чудотворного огня» сыном легендарного Сиявуша и о помещении туда на хранение золотых пластинок с текстом «Авесты», а также разрушениях, совершенных войсками Александра Македонского. После чего Тур Фраснак (царь Афрасиаба) сделал место пребывания богов «капищами дэвов» (по-арабски джиннов).

Все эти факты доказывают, что храмы огня были не простыми помещениями, они украшались золотом и серебром, дорогими камнями, реликвиями.

Как отмечает великий персидско-таджикский поэт Х-ХI веков Фирдоуси в своей бессмертной книге «Шахнаме», почти все страны, проповедующие зороастризм, проводили коронацию своих царей в известном храме огня под названием «Навбахор», находившимся в Бактре. Этот факт говорит о величии указанного храма.

Мне довелось наблюдать ритуал зажжения «священного огня» у парсов (так называются персы, в VIII веке бежавшие от арабского нашествия в Иране), которые, в основном, проживают в крупном индийском городе Мумбае (бывший Бомбей). Их насчитывается около 150 тысяч человек, у них самый высокий уровень образованности по стране. Несмотря на плотность домов и других сооружений в квартале, там расположены довольно-таки крупный храм огня. И на вышеуказанное мероприятие они потратили крупнотоннажную машину с дровами.

Я также наблюдал за процессом поклонения огню в штате Техас США, где имеется относительно небольшой храм огня. Здесь огнепоклонники все одинаково одеты в белые одежды и головные уборы. На стенах храма висят картины с изображением пророка зороастризма Зороастра и выдержки из священной книги «Авесты». Как мне показалось, прихожане  полчаса здесь читали молитвы на вымершем староперсидском языке. Точно такая же картина наблюдалась в действующем храме, находящимся недалеко от столицы Ирана - Тегеране.

Уместно отметить, что, как считают советские востоковеды А. Ю. Якубовский и В. В. Бартальд, в отличие от Персии, где зороастризм был государственной религией со старой догматикой и жречеством, в Согде, будучи доминирующей религией, зороастрийцы были терпимы к христианско-нестерианской церкви и буддийскому храму, которые функционировали здесь. Кроме того, они не препятствовали свободному развитию и распространению новой религии Мони. Это явление действительно было уникальным в мировой практике.

Крупнейший западно-европейский востоковед В. Б. Хенниг (Неnning), глубоко изучая историю Согда и огнепоклонничества на его территории, опубликовал исследовательские материалы в Лондоне, Бостоне и Калькутте, благодаря которым у нас появилась ясность в этом вопросе.

В газете «Самаркандский вестник» в №31 от 19 апреля 2023 года мною была опубликована статья «В поисках оташкады», в которой, используя топонимическую науку и этимологию, я предположил местонахождение оташкады в селе Варганза Китабского района Кашкадарьинской области. Напомню, что «варга», то есть вагна (оташкада) плюс «зе» (зех) переводятся как село с  храмом огня. Такой же смысл у селения Варзанзех Шафирканского района Бухарской области и села Вагашты в Ургуте. Предположение строится на названии села из слов «вагн» плюс «хишты», означающие «кирпичный храм огня» и прямо указывающий на расположенную когда-то здесь оташкаду.

Как полагал академик Б. Гафуров, впервые указанный ученый Хеннинг определил, что оташкада ранее называлась «вагн», а ее настоятель - «вагнпат», священник оташкады - «атрабана», а священный огонь - «адархура». Кроме того, он определил, что «вагн» транскрибировалось как «фагн», «багн», впервые проводя параллели с селениями Миянбана (Вопкентский район) и Вануфаг (в окрестностях Бухары), Аставагна и Хурбагна (в Гиждуване), Рустфагн и Красвагн (в окрестностях Самарканда), Хушуфагн (около Каттакургана или Самарканда), Кукшибагн (около Ургута). Кстати, Хушуфагн этимологизируется как «шесть храмов огня».

В одном мугском документе, найденном в 30-х годах прошлого века в селе Муг близ Пенджикента, упоминается слово «могупат» - главный жрец огня.

Надо отметить, что в связи с грандиозными метаморфозами городов и населенных пунктов поменялись и их названия. Поэтому, пользуясь случаем, прошу дорогих читателей газеты о том, что если кто-то узнает или услышит подобные элементы в названиях населенных пунктов, пусть сообщит об этом в редакцию, тем самым внеся вклад в изучение истории нашего края.

Муминбек СУЛТАНОВ.