На пути к экологичному транспорту

В Самарканде будет реализован проект по ускоренному привлечению инвестиций в автотранспорт с низким уровнем выбросов (TAILEV). Проект реализуется совместно с Программой Развития ООН и Министерством транспорта при финансовой поддержке Глобального экологического фонда.
О том, как будет реализован проект, стало известно в ходе международного семинара с участием зарубежных экспертов и представителей областного управления транспорта. Было отмечено, что несмотря на многочисленные неопределенности относительно будущего электромобилей, правительство и автопроизводители все больше продвигаются вперед. Правительство Узбекистана объявило о ряде инициатив, таких как недавно установленное сотрудничество с китайской компанией BYD по сборке и производству электромобилей в Джизакской области, а также с частными компаниями TokBor, Megawatt, которые установили более 700 зарядных станций по всей республике.
Проект инициирован в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2023 года № ПП–59 «О мерах по реформированию системы общественного транспорта».
Сейчас он стартовал в столице. Для его реализации по городу Ташкенту предусмотрено создание 36 отдельных автобусных полос общей протяженностью 475 км с постоянным движением общественного транспорта. В рамках проекта были разработаны концепт-дизайн, математическая модель и технико-экономическое обоснование зеленого транспортного коридора, который планируется ввести на улице Шота Руставели в столице.
В Самарканде тоже планируется изучить потенциальный рынок для приобретения электромобилей для общественных автопарков, внедрения каршеринга и микроавтобусов в рамках инициативы по развитию низкоуглеродного транспорта.
На первом этапе реализации будет исследован рынок и проведен анализ текущей политики в области электромобилей. В планах и разработка альтернативных бизнес-моделей зарядной инфраструктуры на основе анализа бизнес-моделей в странах, которые добились большого успеха в области внедрения электромобилей и зарядной инфраструктуры, например, Нидерландов и Норвегии.
Следующий этап будет содержать оценку потенциальной экономической выгоды (включая сокращение потребления энергии и экологические преимущества в плане качества воздуха).
При разработке проекта было изучено мнение пассажиров и населения, учтены потребности лиц с инвалидностью, пожилых людей, детей и женщин.
По технико-экономическим соображениям было подсчитано, что в результате внедрения коридора средняя скорость движения автотранспорта по нему увеличится на 11 процентов, а загрязнение атмосферного воздуха снизится на 12.3 процента.
По итогам дискуссий было отмечено, что Самарканд в ближайшее время приступит к разработке индивидуальной программы для эффективного решения экологических проблем.
Замира ФАРХАДОВА.
Фото автора.