Нарушают ваши права? Звоните по номеру «1159»
В Доме печати состоялась пресс-конференция, организованная областным территориальным управлением развития конкуренции и защиты прав потребителей.
Выступившие рассказали о работе, проведенной за девять месяцев текущего года. Как было отмечено, всего за рассматриваемый период в управление поступило 1 501 обращение. Из них 554 касались коммунальных услуг (снабжение природным газом, электроэнергией и питьевой водой), 195 – связи и транспорта, 512 – цен на продукты питания на рынках и магазинах, 27 – качества и стоимости лекарственных препаратов, 48 – условий конкуренции и, наконец, 165 – иных вопросов.
- Поступающие вопросы решаются в течение 15 дней, - сказал заместитель начальника управления Шерзод Салохиддинов. – А на те, которые требуют дополнительного изучения, уходит максимум месяц. За рассматриваемый период в результате нашей работы истцам было возмещено 5,4 млрд. сумов.
Как видно из цифр, большая часть обращений связана со сферой коммунальных услуг: граждане выражали недовольство неправильным ведением счетов за оказанные услуги. Известно, что с февраля этого года правительство постановило, что учет использования электроэнергии и природного газа осуществляется на основе лимита. Например, если человек, внесший предоплату, использует более 200 кВт, расчет будет вестись по прежним ценам. Однако расчеты за свет, использованный выше в 200 кВт, снабженцы производили по новым тарифам. В результате вмешательства управления по развитию конкуренции и защиты прав потребителей удалось добиться возвращения этих средств истцам.
Поступали жалобы на низкое качество бензина в зимний период. Потребители возмущались тем, что качество бензина было ниже государственных стандартов, что привело к повреждению автомобилей. Однако заправки и не думали возмещать ущерб. После сообщения об этой ситуации омбудсмену по защите прав предпринимателей, специалисты управления взяли пробы бензина марки АИ-80, и в лабораторных условиях было установлено, что качество горючего не соответствует стандарту. Так, автозаправки были привлечены к административной ответственности.
От автовладельцев поступали жалобы и на необоснованное повышение цен на газ. Управление по развитию конкуренции и защите прав потребителей строго следит за ценами на пропан, метан и бензин, реализуемые на бирже. К сожалению, установленные стандарты в некоторых районах нашего региона, нарушаются. Например, были случаи, когда один кубометр метана реализовывался за четыре тысячи сумов вместо 3850. По данным ситуациям специалисты управления выезжали на места и проводили разъяснительную работу среди предпринимателей.
Много обращений за рассматриваемый период поступило и по поводу строительства жилья. Потребители заключают договора со строительными организациями. Однако дома не сдаются в указанные сроки. Или другой распространённый случай: хотя в решениях хокимиятов говорится о сносе домов людей только с их полного согласия, строительные организации игнорируют этот вопрос.
- Вот случай, который имел место в массиве Саттепо, - рассказывает главный юрист областного территориального управления по развитию конкуренции и защите прав потребителей Азамат Нарзикулов. - Были снесены магазины граждан. Их владельцам предлагали аналогичные площади, но тянули с их выделением, или же предоставленные площади не совпадали с оговоренной в договорах. Бывают случаи, когда потребители уже не хотят иметь дело с данной строительной организацией и требуют деньги назад, они говорят: «Верните мне деньги, мне ваш дом не нужен, я подпишу договор с другой организацией». Но не могут вернуть свои деньги. Такие нарушения наблюдаются сплошь и рядом. К нарушителям мы принимаем меры в рамках законодательства, заставляем их выполнять условия договоров, в том числе платить штрафы и пени за просроченные дни.
К сожалению, не во всех договорах обозначены пункты по штрафам и пени. Как защищать свои права, если в договорах не обговорены штрафы и пени за нарушение условий? Если контракты заведомо составлены очень «грамотно» и с ущемлением прав потребителей?
- Есть Закон «О нормативно-правовых актах», - продолжает А. Нарзикулов. - Согласно его требованиям, договора должны быть заключены в установленном порядке. Если в контракте ничего не сказано о пени, это противоречит требованиям законодательства. Кроме того, в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 21 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя», по которой потребитель вправе обратиться с жалобой, если договора заключены с нарушением его прав. Иногда стройорганизации составляют и такие договора: если потребитель не платит вовремя, за каждый день просрочки начисляется пени в размере 0,5 процента, а если стройорганизация вовремя не сдает дом, размер пени равен только 0,1 процента. К сожалению, только после вмешательства нашего управления восстанавливается справедливость.
По словам ведущего специалиста отдела по работе с обращениями граждан данного управления Эльбека Туйчиева, в последнее время с развитием информационных технологий стали учащаться случаи нарушения прав потребителей в виртуальном пространстве. Зачастую качество продукции, предлагаемой на онлайн-платформе, не соответствует ее рекламе. Потребитель не может вернуть товар, получить свои деньги обратно. За 9 месяцев текущего года поступило более 100 таких заявлений.
- Вот совсем новый факт, - говорит Э. Туйчиев. - Человек приобрел онлайн-программу по изучению английского языка. Посетив два урока, он остался недовольным качеством преподавания. Стал звонить в виртуальный магазин, но договор с ним не расторгли, оплату не вернули, сказав, что он должен вместо себя найти другого покупателя. Мы знаем, что по условиям договоров, заключаемых в такой сфере, пользователь имеет право бесплатно посещать три урока, и, если он не будет удовлетворен качеством услуг, то имеет полное право прервать занятия. После нашего вмешательства договор расторгли, а человек получил свои деньги обратно.
Управление вмешивается и в ситуации, когда нарушается законодательство в сфере конкуренции.
По словам Э. Туйчиева, существуют компании, которые предоставляют услуги по доставке пищевых продуктов медучреждениям. Заказчик – медицинская организация – размещает объявление на платформе в установленном порядке. Рабочая группа учреждения, то есть комиссии по госзакупкам, решает далее вопрос о выборе предприятия по оказанию услуг. Недавно к нам обратилось одно такое предприятие, которое считало, что его права на тендере были нарушены, а именно: ему поставили заведомо низкий балл и он не смог выиграть конкурс. То есть у двух хозяйствующих субъектов было одинаковое качество услуг, выбор должен был осуществляться на основе того, кто предложит услуги по более низкой цене. Но первому поставили 30 баллов, а второму – 21. Это является нарушением условий конкуренции. Мы расторгли этот договор и привлекли чиновников медучреждения к ответственности в соответствии со статьей 178 Административного Кодекса.
В завершение можно сказать, что случаи, подобные тем, о которых рассказали специалисты областного территориального управления по развитию конкуренции и защите прав потребителей, встречаются часто. Поэтому напоминаем всем гражданам номер телефона доверия данного управления: «1159».
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.