Самаркандский фарфоровый завод: жизнь и судьба
Своего производства фарфора в Самарканде не существовало, хотя потребность в нем всегда имелась у населения, поэтому он ввозился либо из союзных республик, либо из-за границы. И в 1960-е годы на западной окраине города, когда выделялась промышленная зона для ряда крупных предприятий, было решено организовать и фарфоровый завод. Главной задачей, стоявшей перед новым предприятием, являлось обеспечение широких слоев населения качественной посудой местного производства.
Летопись жизни
В подготовке запуска завода, монтаже и наладке оборудования принимали участие специалисты из Краснодара, Чехословакии и Германии. Одной из самых трудновыполнимых задач стояла задача с поиском кадров. Работа с таким специфическим материалом, как фарфор, требовала особых навыков и опыта. Еще до открытия завода руководство занималось вопросами подготовки кадров: техников, дизайнеров и модельщиков, художников, трафаретчиков и т.д. Часть опытных специалистов пригласили на работу, а другая направлялась на обучение в города, где уже имелись подобного рода предприятия – в Ташкент, Таджикистан и Украину, а также в Чехословакию и др. Помимо специалистов технического направления требовалось подобрать художников, без участия которых невозможно было начать работу.
28 декабря 1970 года заводской конвейер был запущен, приступив к выпуску новой продукции. Освоить выпуск фарфоровых изделий оказалось делом сложным, и на первых порах после обжига с конвейера выходило много брака. Фарфор требовал к себе особого подхода. Не имея опыта работы с таким материалом, как фарфор, мастера пытались разобраться в тонкостях его производства. Для помощи в сложившейся ситуации была привлечена авторитетная художница-керамист Софья Федоровна Ракова.
Начиная с этого времени, в Самарканде впервые появляется своя фарфоровая продукция. Она создавалась с учетом особенностей и традиций национальной кухни, для первых и вторых блюд, а также десерта. Как известно, ни одно семейное застолье в Узбекистане не обходится без чаепития. С учетом этого изготавливались чайные наборы различных размеров.
Как и было запланировано, вскоре посуда Самаркандского фарфорового завода вошла в обиход местного населения и стала неотъемлемой частью практически во всех домах. В 1975 году удалось выйти на новый уровень, когда на предприятии начался выпуск продукции со знаком качества. Товарным знаком – клеймом выпускаемой продукции предприятия - сначала становится графическое изображение птицы, а с 1980 меняется на знак в виде контура знаменитой усыпальницы темуридов – Гур-Эмир.
Внешний вид посуды, попадавшей на полки магазинов, являлся лицом нового предприятия и одним из определяющих факторов в ее реализации. Особая роль в росте популярности самаркандского фарфора принадлежала художникам завода, которым необходимо было определить, как будет выглядеть его новая продукция. На них выпала роль выбора направления и стиля, формы и расцветки, основанных на богатых местных традициях. Образцы продукции Ташкентского фарфорового завода также послужили примером для художников. Выбранная стратегия производства вскоре оправдала себя.
Первым главным художником Самаркандского фарфорового завода назначается выпускник Ленинградского художественно-промышленного высшего училища имени Мухиной Фикрат Гулиев, а первыми художниками, ставшими основоположниками самаркандской школы фарфора, становятся: старший художник Ольга Петровна Северова, перешедшая сюда трудиться из другого предприятия и уже имевшая опыт работы, Анна Васильевна Добрякова, пришедшая на завод вместе с мужем Николаем Николаевичем Добряковым – модельщиком. Художниками первого периода деятельности завода был создан целый ряд интересных работ, запущенных в производство и ставших образцами, которые долго оставались в ходу.
Восточный набор «Виноград» О. Северовой сумел завоевать золотую медаль на выставке в г. Брно (Чехословакия), а набор «Гур-Эмир» А. Добряковой отмечен дипломами. Талантливые и перспективные художники Инесса Свекровкина и Татьяна Климушкина занимались подготовкой подрастающего поколения - молодых художников и модельщиков, из числа которых путем конкурсного отбора выбирались лучшие.
Творческим ядром предприятия являлась художественная лаборатория, где трудились самые талантливые художники. Именно в ней зарождались новые мотивы для будущей продукции. Прежде чем появлялся тот или иной новый комплект посуды, художниками лаборатории разрабатывались оригинальные мотивы. После утверждения комиссией образцы допускались к производству и передавались в экспериментальный участок для росписи, где за дело брались 18 человек – художников, которыми выполнялись отдельные, подарочные комплекты посуды и индивидуальные заказные работы. В выборе очередной темы художники руководствовались национальными мотивами, отображенными в шедеврах восточной архитектуры и взятыми из местной окружающей природы.
Процесс изготовления готовых фарфоровых изделий от начала и до выхода готовой продукции проходил одинаковые этапы, и только самый последний этап изготовления – художественный, имел разные вариации. Пройдя многие стадии сложного процесса изготовления, изделия переходили в руки мастериц живописного цеха. Здесь фарфоровую продукцию декорировали различными способами. Узоры наносились с помощью распыления аэрографом, а также печатью штампами и с помощью ручной росписи.
Для обеспечения фарфорового завода рабочими кадрами неподалеку от предприятия начинает функционировать профтехучилище, где местная молодежь проходила обучение по целому ряду необходимых специальностей.
Объем выпускаемой продукции возрастал из года в год, процесс изготовления фарфора совершенствовался, а показатели предприятия улучшались. К своему 10-летию предприятие не только выполняло, но и перевыполняло свои планы. Это был более чем полуторатысячный коллектив работников, состоящий из представителей почти 20 национальностей. При этом основной контингент завода составляли женщины.
Одиннадцать видов рисунков, аттестованных на высшую категорию, выпускались с государственным знаком качества. Многие изделия экспонировались на зарубежных и отечественных выставках и ярмарках, за что многие из них отмечены наградами. Восточные наборы «Сюзане» были удостоены серебряной медалью на ВДНХ в Москве, а наборы «Цветок персика» и «Белое золото» - бронзовой. К проводимой в 1980 году спортивной Олимпиаде-80 в Москве Самаркандскому фарфоровому заводу доверили право выпуска изделий с символикой Олимпийских игр для ее участников и гостей.
Работа фарфорового завода стала отлаженной. К 1982 году количество работников выросло до 3500 человек. На предприятии действовал художественно-технический совет, под контролем которого выпускалась добротная продукция, где лучшие работники поощрялись премиями. По пятницам завод посещали иностранные туристы. К их посещению в фойе завода устраивались выставки-продажи сувениров, мелкой пластики и бижутерии, созданные здесь же.
На основе лучших образцов выпускаемой продукции фарфорового завода было устроено помещение для музея, которое сохранилось до наших дней. Оно являлось одновременно и исторической летописью завода, и экспозицией лучших произведений предприятия, составляющих его гордость.
Все было благополучно вплоть до развала СССР…
Хранительница фарфорового сада
Множество людей, трудившихся на Самаркандском фарфоровом заводе, отдавали ему свои силы и талант, но среди них хочется отметить главного художника предприятия Махтоб Ашуровну Турдыеву.
Судьба привела юную девушку на завод в 1975 году, где трудилась ее мама. Махтоб поступает на работу ученицей живописца в экспериментальный цех. На следующий год она уже учится на вечерне-сменном отделении в профтехучилище, где обучается профессии живописца, оканчивая его с отличием. Еще через год, в 1978 году, ее как перспективную работницу предприятия направляют на учебу в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Там она учится на отделении декоративно-прикладного искусства, постигая секреты мастерства, и также с отличием завершает учебу.
Махтоб представляет перед экзаменационной комиссией свою дипломную работу – чайный сервиз на тему «60-летие УзССР», за которую получает квалификацию художника и рекомендацию о внедрении в производство. Проходя обучение в Ленинграде, Махтоб со своими работами начинает принимать участие во всесоюзных выставках, а в 1994 году она становится лауреатом премии имени Нодирабегим в области прикладного искусства.
В 1987 году Махтоб Ашуровну назначают старшим художником, а с 1992 года она уже главный художник фарфорового завода и руководит творческим процессом предприятия. При ней рабочий процесс развивался, продолжая следовать традициям, заложенным ее предшественниками. С особым чувством благодарности она вспоминает коллектив завода, многих своих наставников и сотрудников и очень добрую обстановку, где все старались поддержать друг друга.
Начиная с 1991 и до 1995 года в жизни фарфорового завода стали происходить большие перемены не в лучшую сторону. На фоне всеобщего экономического упадка, происходившего по всем республикам СССР, часть людей стала покидать Узбекистан. Закрывались фабрики и заводы, а на сохранившихся происходили сокращения штатов работников. Людям перестали выплачивать премии и начались перебои с выплатой зарплат. Доходило до того, что с работниками вместо оплаты деньгами расплачивались продукцией завода.
На долю Махтоб, как главного художника, выпал самый сложный период в истории предприятия. Общая ситуация была такой, что постепенно сокращались поставки сырья с Украины и других мест, продолжать выпуск продукции становилось все сложнее. Коллективу приходилось подлаживаться под изменявшиеся условия существования, находя альтернативные способы использования сырья. Но, несмотря на целый ряд сложностей, продукция завода продолжала выпускаться и пользоваться спросом.
Неся обязанности главного художника, Махтоб Ашуровна, не останавливаясь на достигнутом, продолжает создавать новые произведения в фарфоре – оригинальный питьевой набор «Согдиана», кофейные наборы «Шудринг» и «Шомгуллари», а также большие вазы – «Малахитовая», «Товуснухса», «Туёна» и «Мустакил Узбекистон». Имея за спиной целый ряд значимых произведений и участие во многих выставках, в 1995 году Махтоб Ашуровна вступает в Академию художеств Узбекистана.
Благодаря усилиям своих сотрудников, заводу удалось продержаться вплоть до 2008 года, после чего начали отправлять людей в бессрочный отпуск, а в 2009 году было объявлено о том, что фарфоровый завод становится банкротом. Весь персонал предприятия, кроме финансово-ответственных лиц был распущен. Когда встал вопрос об объявлении банкротства завода, у многих опустились руки. В числе нескольких человек, кто решил бороться, оказалась Махтоб Ашуровна. Осознавая, что от этого зависит судьба сотен семей, она направилась в Ташкент. Собрав необходимую документацию и убедительные доводы, она едет на встречу с людьми, от которых зависело принятие решения. Было очень не просто достучаться до сердец вышестоящих чиновников и убедить их в необходимости сохранения ценного предприятия.
Результатом ее поездок стало то, что в Самарканд была направлена специальная комиссия для выяснения ситуации на месте и принятия решающего мнения. Приказом за подписью Ш. Мерзиёева фарфоровый завод был сохранен. Это стало не просто победой, для многих данное решение означало возможность продолжать работать.
Самаркандскому фарфоровому заводу удалось сохраниться до сего дня, где сейчас трудится коллектив из 400 человек. Претерпев модернизацию и целый ряд изменений, став сначала акционерным обществом «Нафис», а позже ООО «Asl Nafis», завод продолжает выпускать продукцию, шагая в ногу со временем.
Без преувеличений Махтоб Ашуровну можно назвать хранительницей лучших художественных традиций фарфорового завода. И сегодня она не прерывает связи с родным предприятием, с которым связана уже почти 50 лет. Махтоб Турдыева продолжает переживать за его судьбу, и время от времени помогает фарфоровому заводу, работая по приглашению как консультант и наставник. Главной заботой Махтоб Ашуровны является мысль о том, чтобы передать последующим поколениям молодых художников все те знания и накопленный опыт, который она когда-то восприняла от своих наставников, и накопила за свою жизнь…
Александр ГАЛАК.