Что такое креативная экономика?
Индустрия креативной экономики или креативная экономика - это часть экономической деятельности, включающая товары и услуги, созданные посредством творческой деятельности человека. Эта область, в основном, включает дизайн, музыку, кино, литературу, рекламу и другие творческие продукты.
Также креативная экономика охватывает такие области, как транспорт, телекоммуникации, искусственный интеллект, информационные технологии и онлайн-платформы, которые создают новые возможности для распространения креативной продукции.
Одним из основных направлений индустрии креативной экономики является творчество, в котором культивируется и используется способность оригинально мыслить и реализовывать новые идеи. В свою очередь, современные технологии облегчают создание, распространение и обмен творческой продукции. Креативная экономика также важна для исследования, совершенствования и внедрения новых экономических моделей в создании услуг и товаров. Это - источник новых стимулов для экономического роста и развития во всем мире.
По информации Нурбека Ризаева в газете «Халк сузи», по итогам 2024 года объем рынка искусственного интеллекта составит $ 298 млрд., сейчас он равен $ 207 млрд. К 2030 году эти цифры могут достигнуть около $ 1,84 трлн. В экономической системе данный сектор очень прибыльный. По нашим расчетам, его доходность составляет 30-35 процентов. Более того это самая перспективная отрасль экономики для молодежи, что актуально для нашей страны, где дети и молодые люди до 30 лет составляют 60% населения.
В статье 10 Закона РУз «О креативной экономике» от 4 октября 2024 года перечислены виды деятельности творческих индустрий. Сферы креативной индустрии включают литературное творчество, прикладное искусство и ремесленничество, архитектуру, проектирование и урбанистику, аудиовизуальное искусство, исполнительское искусство, организацию концертно-зрелищной деятельности и культурно-массовых мероприятий, моду и искусство дизайна, деятельность музеев, художественных галерей (выставок) и информационно-библиотечную деятельность, творческую деятельность в издательстве и типографии, творческую деятельность в сфере средств массовой информации и творческую деятельность, осуществляемую путем передачи через всемирную информационную сеть Интернет, продюсерскую деятельность, творческую деятельность в сфере цифровых технологий, творческую деятельность в сфере рекламы, деятельность по сохранению предметов искусства и объектов культурного наследия, изобразительное искусство.
Остановимся кратко на разъяснении изложенных выше понятий.
Одной из отраслей творческой индустрии является литературное творчество. Эта работа рассматривается как способ выражения творческого мышления, внутренних чувств и творческих способностей человека. Ее содержание охватывает несколько элементов. Основой литературного творчества являются тема и художественные образы. Сюжет также может быть выражением жизни людей, природы, любви, войны, творчества, межличностных отношений. В данной работе важную роль играет личный стиль автора. У мастеров формируется особый почерк выражения знаний, опыта и чувств. Также важно уметь отражать образы через внутренний мир людей, их характеры, взаимоотношения. Литературное творчество неразрывно связано с историко-культурными факторами. Содержание и структура произведений отражают социальное, экономическое и культурное положение общества.
Прикладное искусство и ремесла также играют важную роль в индустрии креативной экономики. Здесь важно, чтобы предметы, созданные ремесленными методами из таких материалов, как дерево, металл, керамика, ткань, получали заданную эстетическую ценность. Посредством этих работ ремесленники реализуют свои творческие проекты, пропагандируя творческие способности, принимая нестандартные и оригинальные решения.
Подытоживая, можно сказать, что креативная экономика – это экономика, которая одновременно служит удовлетворению как материальных, так и нематериальных потребностей людей.
Мамаюнус ПАРДАЕВ,
доктор экономических наук, профессор СамИЭиС.