Загадка 100-летней давности

На железнодорожном вокзале Самарканда находится объект, чья судьба оказалась тесно связанной с историческими событиями страны. Его можно назвать своеобразным маркером времени. Безмолвный свидетель многих событий, за прошедшие годы он оказался окутан множеством загадок.

Началом этой истории можно считать постройку железной дороги от Красноводска до Самарканда. Строительство железного пути являлось событием огромной важности для Туркестанского края, открывшим для него целый ряд новых возможностей. Руководителем строительных работ являлся талантливый генерал М. Анненков. С окончанием работ торопились, стараясь успеть к 15 мая 1888 года - дню празднования коронования императорской четы. В день открытия станции «Самарканд» 2-ой Закаспийский железнодорожный батальон, проложивший этот сложнейший рельсовый путь, был выстроен на открытых вагонных платформах. Такое особо значимое событие, как проведение железной дороги в самое сердце Азии, широко освящалось как в российской, так и иностранной прессе. О ней были написаны книги и сложены песни. В августе 1895 года одну из станций Закаспийской железной дороги переименовали в Анненково. В 1909 году при батальоне в Самарканде был основан «Военно-исторический музей 2-го Закаспийского ЖД Батальона».

В 1901 году император разрешил сбор денег и установить в Чарджоу на подходящем месте бюст покойного генерала от инфантерии М. Анненкова в память о построенной им Закаспийской железной дороги. После принято решение приурочить установку памятника генералу к пятнадцатилетию этого события. В октябре 1903 года по распоряжению департамента железнодорожных дел разрешено было перевезти бесплатно по железной дороге от Батума до Чарджоу бронзовый бюст и орла, и еще большого размера гранитный камень, предназначенный для его пьедестала.

Чем тогда закончились эти мероприятия неизвестно, но спустя десять лет, 21 октября 1913 года, при большом стечении народа на привокзальной площади между зданиями вокзала и свято-Николаевской церкви был установлен памятник главному строителю Закаспийской железной дороги – генералу М.Н. Анненкову, который представлял из себя бюст и находящегося под ним орла с распростертыми крыльями, который держал в когтях железнодорожные рельсы. Событие приурочили одновременно к двум датам – 25-летию окончания строительства железной дороги и 300-летию Дома Романовых. Открытие происходило с помпой в присутствии Туркестанского генерал-губернатора Самсонова, князя Васильчикова, дочерей генерала М. Анненкова и множества приглашенных лиц. Этому памятнику суждено было простоять недолго. В 1918 -1919 годы бюст генерала Анненкова и орел, символизирующий старую власть, были сняты с постамента и переданы в музей.

Вторая часть истории началась в 1924 году вместе со смертью В.И. Ленина, когда по всей стране прокатилась волна, связанная с увековечиванием его памяти. Тогда буквально во всех концах обширной страны стали появляться разного рода изображения вождя пролетариата. Специально учрежденная Комиссия ЦИК СССР по увековечиванию памяти Ленина находилась в довольно затруднительном положении, так как новая монументальная скульптура в стране еще не созрела. Чтобы найти выход из положения, известным скульптором Манизером в Москве создан вариант изображения вождя революции в виде бюста. Этот бюст был утвержден как образцовый и размножен для распространения по всем республикам Союза, а один из его вариантов оказался в Самарканде.

Понять подробности происходящих событий удалось после того, как в журнале «Красная Нива» за 1924 год появилась публикация, пролившая свет на эту историю. В ней корреспондент из Самарканда сообщает, в древнем городе решили отреагировать на смерть Ленина. Железнодорожные рабочие при станции Самарканд решили поставить памятник В.И. Ленину ко дню Октябрьской годовщины. Благодарные потомки воспользовались стоящим на вокзальной площади громадным камнем, на котором находился памятник генералу М. Анненкову, водрузили на него бронзовый бюст Ильича, приобретенный в Москве. Перелили взятых из музея чугунных орлов на молот и наковальню, прикрепив их внизу постамента под бюстом. Сымпровизированный таким образом памятник был открыт при большом стечении народных масс.

Вскоре после этого последовала критика в адрес самаркандцев. В критической статье говорилось, что подобные памятники могут рассматриваться лишь как временные; что недопустимо приставлять голову к чужому пьедесталу, и вообще скульптура должна составлять единую композицию с архитектурным пьедесталом. Более того, бюст Ленина, предназначенный для внутреннего помещения, не должен устанавливаться на большом пространстве. Самаркандцы учли замечания, и через некоторое время бюст заменили памятником фигуры Ленина в рост, после чего он простоял весь советский период. В путеводителях Самарканда советского периода неоднократно публиковалась легенда, что якобы постамент памятника был специально вырублен и привезен из Нуратинских гор дехканами. Но это была лишь легенда.

Переходящий постамент прекрасно сохранился до наших дней, в четвертый раз сменив свое навершие. После обретения независимости Узбекистана его облик в очередной раз изменился. Он стоит, как и прежде, у здания вокзала, но теперь уже под сенью распростертых крыльев мифической птицы Хумо – символа независимости Узбекистана…

Александр ГАЛАК.