Забор строят – туранга летит…
5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды. И к этому дню в редакцию поступили не очень приятные новости из Зарафшанского национального природного парка. Допустив однажды до заповедной территории застройщиков, их теперь трудно сдерживать, а страдает, естественно, природа…
Напомню, что 30 декабря 2021 г. Президентом Республики Узбекистан подписано Постановление № ПП-76 «О мерах по охране окружающей среды и организации деятельности государственных органов в сфере экологического контроля». В рамках документа национальный природный парк "Зарафшон" из ведомства Госкомлеса передается в Госкомэкологию.
Еще в марте сотрудники областного управления экологии и защиты окружающей среды на одной из пресс-конференций объявили, что нацпарк в начале мая полностью перейдет под их контроль, что в нем работает экопатруль, а на реке Зеравшан прекращена добыча гравия. Однако на мой запрос в Виртуальную приемную Президента РУз от 23 мая 2022 года, как исполняется указанное выше постановление, и.о. начальника управления Б. Санакулов ответил, что работы в этом направлении ведутся, но нацпарк по-прежнему на балансе Госкомлеса. Причины затягивания приема-передачи не указываются, но налицо саботирование Постановления Президента. Этим пользуются обладатели договоров об аренде участков нацпарка, которые были заключены с его бывшей дирекцией. По договорам арендаторам в течение 49 лет разрешается развивать здесь экологический туризм, но на деле вместо полагающихся легких конструкций на участке, где размножаются бухарские олени и обитают другие краснокнижные животные, возводятся капитальные строения, которые ограждаются бетонными заборами.
Республиканская комиссия в своем отчете для Кабинета Министров указала, что эти договора не имеют правовую основу, так как там нет заключения экологической экспертизы. Данные территории были отданы физлицам вопреки Закону РУз «Об охраняемых природных территориях» и Положению о нацпарках. Кроме того, деятельность владельцев участков противоречит принятой СТРАТЕГИИ по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов.
В настоящее время обладатели данных сомнительных договоров продолжают расширять свои владения в нацпарке, вырубают турангу, строят бетонные заборы, а вечером в их зонах отдыха устраиваются оргии.
- По поводу самовольного строительства новой зоны отдыха администрацией Зарафшанского национального природного парка 30 мая 2022 г. составлен акт, владельцам договоров предъявлены требования о немедленном прекращении строительства, - поясняет научный сотрудник нацпарка Наталья Мармазинская. - Однако строительство продолжается, причем происходит это в излюбленном месте обитания бухарских оленей, занесенных в Красную книгу РУз, Красный список Международного союза охраны природы (МСОП/IUCN), Конвенцию по сохранению мигрирующих видов животных (КМВ/CMS). По поводу шумных застолий с музыкой и криками - администрация парка также неоднократно предупреждала владельцев зон в письменном и устном виде. Вечером, после того, как основные сотрудники уезжают с работы, включаются динамики и начинаются громкие застолья. Вечерних и ночных дежурных никто из владельцев зон абсолютно не слушает.
Инспекторы нацпарка в шоке, но они ничего не могут предпринять, как и экопатруль. Арендаторы заповедных территорий козыряют договорами и своими связями. В эти связи охотно верится, потому что дело об убитом в феврале прошлого года бухарском олене, которое вела Джамбайская районная прокуратура, до сих пор не получило никакой развязки. Так что успокаиваться рано, и группе общественного контроля «Сохраним Самарканд» при редакции «СВ» вновь придется вернуться к данному вопросу.
А. ПАВЛЕНКО.