Ювелирное дело – древнее искусство

Ювелирное искусство - неотъемлемая часть истории национально-художественной культуры. Ювелирные изделия свидетельствуют о мастерстве ремесленников прошлых эпох, экономических и социальных условиях того или иного периода, техники обработки руды и камня и т.д. Изделия, изготовленные ювелирами, раскрывают стилистические особенности искусства той эпохи, в которой они жили.

Развитие ювелирного искусства Узбекистана тесно связано с политической и этнической историей народов Средней Азии и сопредельных стран. Мирное сближение народов между собой обогащало культуры, они обменивались друг с другом ценными вещами. Постепенно это проникало в искусство каждого местного населения, приобретало самобытность и прочные традиции.

Благодаря настенным росписям, найденным в городищах Айртам, Афрасиаб, Дальварзинтепе, Халчайан, Балалыктепа, можно увидеть, насколько было развито ювелирное искусство уже в наидревнейшие времена. Ранние украшения из раковин каури в виде круга и цилиндра использовались как символы плодородия и управления.

В 3 тысячелетии до н. э. из бирюзы и мраморовидного оникса делали круглые и заостренные бусины. Были также мастерские с простым оборудованием по изготовлению бус, такое как арка парма. В эпоху зарождения таких украшений, как бусины шокила, они служили оберегами-хранителями от нечистой силы. Их формы необычайно просты, иногда без рисунка, гладкие, иногда с прямыми линиями.  В экспозиции представлены бусы и бронзовые заколки для волос ХVII -ХVI вв. до н. э, найденные в Сапаллитепа и Муминабаде, представлены бронзовые браслеты XVI - XV веков, костяные пуговицы IX-X веков, найденные в Афрасиабе, и терракотовые статуэтки с диадемами (золотыми камнями или коронами) на головах.

Ювелирные изделия из Амударьинской сокровищницы династии Ахеменидов, правившей в I-III веках до нашей эры, подтверждают наше мнение выше.

В начале XV века о головных уборах знати, украшенных различными драгоценными камнями,  подробно рассказывает известный испанский посол Рюи Гонзалес де Клавихо:  «На  голове (жены Темура) был  шлем  из  красной ткани, похожий на те, в которых сражаются …, этот шлем был очень высок и на нем было много крупного светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других каменьев, очень красиво вставленных…, наверху был очень красивый  венок из золота, в котором много каменьев и очень крупного жемчуга, над шлемом точно маленькая беседка, в которую вставлено три  рубина, каждый шириной в два пальца. Наверху был белый султан, с которого спускались до самых глаз перья, связанные между собой золотой ниткой с кистью на  конце из птичьих перьев с  каменьями и  жемчугом».

Наряду с развитием художественных промыслов в среднеазиатских ханствах в конце ХIХ - начале ХХ века быстрыми темпами развивалось и ювелирное искусство. В частности, в Хиве, Бухаре, Коканде, Самарканде, Карши, Шахрисабзе, Ташкенте, Андижане, Ургенче, Нурате, Чусте, Маргилане и других местах были мастера-ювелиры, которые жили в профессиональных кварталах. По данным письменных источников, в 1866 году в Хиве действовало 12 ювелирных магазинов, в начале XX века в Бухаре - 400, в Ташкенте - более 100, в 1893 году в Самарканде - более 200.

В экспозиции музея истории культуры Узбекистана «Ювелирное искусство Узбекистана» демонстрируется более 300 ювелирных изделий, представляющих школу ювелирного искусства Хорезма, Каракалпакстана, Самарканда, Бухары, Ташкента, Сурхандарьи, а также народов, проживающих в Узбекистане, – таджиков, туркмен, казахов, татар.

Ювелирное искусство Самарканда по своей технике изготовления и названию совпадает с ювелирным искусством Бухары и Ташкента. Мы можем судить об этом, сравнивая головные и налобные украшения, – тиллакош и баргак, или судя по височным украшения гаджакам, нагрудным украшениям – зебигардан или нозигардан,  мургаке – нашейное украшение и др. Очень похожи по форме и технике исполнения амулеты – туморы и бозбанды.

Ювелирные изделия являются одними из самых универсальных.  Среди них – пешкурта – украшение на женское платье. Пешкурта могут быть украшены различными амулетами, монетами, пуговицами, мелкими камнями и подвесками из кораллов. Это могут быть женские или мужские пояса, обильно украшенные  серебряными бляшками  и различными драгоценными камнями.

Не потеряли своего значения и в наши дни такие ювелирные изделия, как серьги, браслеты, ожерелья, броши, подвески, кольца, которые прежде украшались жемчугом,  изумрудами, кораллами, перламутром. Но некоторые из них уже постепенно вышли из обихода и практически забыты. Это, например, арабеки - серьги, которые носят, прокалывая нос.  Ношение арабека люди считали для себя честью.

Еще один вид ювелирного украшения, не знакомого сегодняшним модницам, - это так называемый «дандоковак». Представляет собой брошь, которую закрепляли на груди. Она имела несколько своеобразных подвесок длиной 4-5 см в форме миниатюрной ложечки, миниатюрных расчески и щипчиков для бровей, маленькой узкой зубочистки, миниатюрного приспособления для ухаживания за ногтями и т.д. То есть этот предмет представлял собой гигиенический прибор для ухаживания за собой, который всегда был при себе, и как правило, чаще всего изготовлявшийся из серебра. А серебро, как мы знаем, имеет противомикробные обеззараживающие свойства. Женщина, имея при себе это украшение, в любой момент могла привести себя в порядок, и значит, хорошо выглядеть. Такие украшения изготовляли в Самарканде, Бухаре, Ташкенте и в ХIХ веке, и в I половине ХХ века. Они представлены в экспозиции музея Дандоковаки, были приобретены для фондов музея-заповедника в 30-е годы ХХ века в результате поездки в экспедиции по районам Самаркандской области.

Вера в чудодейственные свойства серебра была незыблема, что вылилось во множество легенд и примет. Например, известно, что местная замужняя женщина должна была носить по браслету на каждой руке, чтобы всегда быть вместе со своей «парой» - мужем. Готовить она должна была только имея на пальце серебряное кольцо, чтобы приготовленная ею пища была «облагороженной». Считалось, что любое серебряное украшение избавит от порчи, дурного сглаза или приворота.

На сегодняшний день ювелирные украшения не теряют популярности в жизни народов разных стран. Современные заргары продолжают традиции, сложившиеся еще в древности, и создают чудесные ювелирные украшения, которые пользуются большим спросом среди населения. Не зря говорили в древности: «Если в мире останется только одна женщина, то мастеру-ювелиру всегда найдется работа».

Гулбахор АБДУРАХМАНОВА,

старший научный сотрудник музея

истории культуры Узбекистана.