«Я призываю вас радоваться»…
«Когда я представляю, как на этом маленьком шарике мы бороздим вокруг солнца, как мы, единственные, кто может сочинять новую реальность, то понимаю, какое мы чудо! И поэтому нужно радоваться бытию, его проявлениям», - с неизменно доброй, где-то чуть снисходительной улыбкой объяснил суть своей выставки «Я так вижу» Виктор Апухтин. Всего три дня проходила она в Самарканде, всего час времени было у меня, чтобы посмотреть на эти глубоко символические, но интуитивно понятные работы без подписей, и какие-то минуты, чтобы пообщаться с удивительным художником-философом.
- Может, просто через нас творят это чудо, - спрашиваю я в мимолетной беседе с Виктором Олеговичем, который до этого с особой теплотой разговаривал со своим соратником по мысли, академиком Академии художеств Узбекистана Аслиддином Исаевым.
- Ну, мы же принимаем активное участие, правда? – отвечает он терпеливо.
- Может быть, нам только кажется, что мы принимаем участие, - не унимаюсь я, много лет ищущая ответы на вопросы мироздания и места в нем всех нас.
- Поверьте, мы принимаем участие, и в этом сила и величие человека, - убежден Виктор Олегович.
- То есть все-таки Вы в центр мироощущения ставите не Бога, а человека?
- Творец, конечно, есть, но я не нахожусь ни в одной религиозной конфессии, при этом с большим уважением и восхищением отношусь ко всем мировым религиям… Понимаете, людей, которые смотрят под ноги, очень много, а дети-ангелы и философы смотрят всегда на звезды. Дети, потому что они маленькие, и, когда смотрят на взрослого, то видят, помимо всего, еще и небо. Увы, взрослый, когда смотрит на ребенка, видит землю… Вы не пробовали поставить работу любого самого гениального художника рядом с подлинно детским рисунком? Да, вы правы, взрослый художник всегда проиграет ребенку. Будьте как дети.
Переход с одной темы на другую немного обескураживает, но я понимаю, что логическая связь обязательно присутствует, просто у меня опять не хватает времени для полного осознания и видения той картины, которую в беседе со мной мастерски рисует Виктор Олегович в своих рассуждениях. Я нащупываю еле слабую светящуюся нить и продолжаю брести по лабиринту мысли творца:
- А как вы думаете, почему взрослый теряет вот это «детское» в себе?
- А это специально, - улыбается довольно художник, - вот смотрите, человек - это социальное существо, он подражает окружению, чтобы не выделяться из среды обитания, чтобы не быть изгнанным.
- Постойте, сейчас ведь наоборот, чем больше оригинальности, тем лучше. Чего стоит одно только «Евровидение»...
- Это не оригинальность, а погружение в грех, отход от средней линии. Это порок. Умеренность - это добродетель, и держаться средней линии крайне сложно…
- И доступно мудрецам, - вслух заключаю я, и мы прощаемся, хотя вопросов еще уйма, и я знаю, что на часть из них найду ответы, с которыми непременно соглашусь. А пока еще раз смотрю на работы, размещенные на мобильных стендах, которые выстроили в своеобразный круг, отделив их от основной экспозиции в галерее «Дустматбой». Картины что-то пытаются мне сказать о мире, сознании, но говорят на забытом современным человечеством языке символов огня, воды, земли, воздуха. Они смотрят на меня бесчисленными зрачками давно канувших в Лету философов и ждут понимания. Ах, как его нам всем не хватает! Не хватает и простой радости от жизни, которую с трепетом и восхищением постигает и отражает Виктор Олегович Апухтин – виртуозный график и тонкий живописец, иллюстратор детской и классической мировой литературы (чего стоят его иллюстрации к «Озорнику» Г. Гуляма, «Евгению Онегина» А. Пушкина или «Дон Кихоту» Сервантеса). Его работы находятся во многих музеях, в том числе Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств народов Востока, Государственном литературном музее А.С. Пушкина, и частных коллекциях. Виктора Апухтина - академика Академии художеств Узбекистана, почетного члена Академии художеств Российской Федерации - считают своим устозом многие.
«Мой учитель, Виктор Олегович Апухтин, часто говорит: «Хотел бы я оказаться у Рембрандта за спиной, - пишет в аннотации к своей фотовыставке, которая проходит одновременно с выставкой «Я так вижу», его ученица Елена Пешкова. - Мне повезло наблюдать за таинством творения моего Мастера. Видеть напряженный диалог, взаимодействие с работой, как следствие, влияние картины на автора. Каждая выдающаяся работа создается с невероятными усилиями, с постоянным поиском и трагизмом. Я благодарна своему Учителю за открытость и доверие. Я так вижу Виктора Апухтина».
- Двери гостеприимной мастерской Виктора Олеговича открыты для всех в Ташкенте, - дополняет в своем приветствии уже в Самарканде Елена. - Я считаю, что это лучший устоз, и мне было приятно услышать, что и здесь к Виктору Олеговичу обращаются как к устозу. Да, связь поколений, передача знаний - это действительно ценно. И мне кажется, Самарканд - тот город, в котором эта связь особенно чувствуется.
В реальности крепких уз между прошлым и будущем мы еще раз убедились, когда на открытии выставки один из старейших художников Самарканда, великолепный колорист Абиб Исмаилов, поздравляя всех участников творческого мероприятия, сказал, что его диплом об окончании в 1962 году Республиканского художественного училища им. П.П. Бенькова подписан Олегом Константиновичем – отцом Виктора Апухтина.
- Да, все, что я делал, посвящаю своим родителям - Олегу Константиновичу и Ирине Сергеевне, потому что каждый ребенок продолжает дело своих родителей, - поблагодарил всех собравшихся на открытии выставки Виктор Олегович. - Наши дети, в свою очередь, будут продолжать наши дела, и в этом гигантский смысл того, что происходит сейчас здесь каждую секунду. Напомню, одна шестая часть суши сохранила традиции французского и русского рисунка, донесла до нас традиции реалистической живописи при всех перипетиях. В 1915 году миру был подарен супрематизм Малевича. Серебряный век подарил нам Константина Коровина. Эти два титана показали диапазон искусства и, говоря абстрактными символами, продемонстрировали беспомощность жизнеподобных образов. Но я не устаю повторять, им было присуще самое главное - они видели и отражали красоту и разность мира. Они восхищались миром, в котором живут, каждый по-своему, но поверьте, что поэтический способ освоения мира стоит в ряду таких форм общественного сознания, как наука, религия, мораль, право. Искусство познает и отражает мир. И хорошо, когда художник говорит, что мир прекрасен, и это остается в работах. А наша экспозиция сегодня - это театр. Вся эта пьеса – пьеса о бытие. И я призываю вас радоваться ему…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.