Художник и философ Николай Прощёнок

Уходит время, в памяти стираются лица, дела укладываются в историю и неудержимо удаляются от нас. А мы, пытаясь ухватиться за уходящее, пробуем закрепить его беглым рассказом. Сегодня – о художнике и философе Николае Прощёнке. Кто-то видел его лично, кто-то слышал о нем от мастеров старшего поколения и педагогов нашего училища искусств слова уважения к его дарованию.

В 60-70-е годы в изобразительном искусстве страны шел процесс укрепления «сурового стиля», выражавшего важные социальные идеи. Монументальное искусство было повсюду: в оформлении архитектурных ансамблей, общественных сооружений и помещений, улиц, парков, праздников и важных мероприятий. Этим и занялась в Самарканде группа молодых художников, собранных Григорием Ильичом Улько в молодежное объединение при Союзе художников.

Наряду с Академией художеств, Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной в Ленинграде готовило универсальных высококлассных специалистов, умеющих гибко мыслить и быстро работать в сжатые сроки. Такими их «выловил и выписал» Г. Улько из Кзыл-Орды, где «отрабатывали» выпускники из Ленинграда: В. Долгополов, Ю. Усаковский и В. Бохан, а позже к ним присоединился и Н. Прощёнок.

Прощёнок Николай Васильевич родился в Ленинграде 8 ноября 1938 года в семье рабочих Кировского машиностроительного завода. В конце 1941 года завод эвакуируется на Уралмаш, с ним и отец Николая. В 1942 году мать увезла детей к своим родителям в Киргизию. Краски и красоты Чуйской долины и ее гор навсегда заразили Николая тягой к Востоку, определив содержание и звучание будущих работ.

После войны семья Прощенков воссоединилась в Свердловске, они получили участок и начали строить свой дом. Но тут отец умирает от удара молнии… Дядя дал денег на достройку дома, просто дал, но Николай, как старший мужчина, в будущем их вернул. Все, помнящие семью, отмечают присущие ее членам сдержанность и благородство.

Способности к рисованию у Николая проявились рано. По воспоминаниям матери, поразившись впервые увиденным в небе самолетом, мальчик тут же четко его нарисовал. После окончания школы-семилетки с 1953 по 1958 год он учится в Свердловском художественном училище, по окончании которого идет работать на Уралмаш художником. Однако изображать лица передовиков Николаю было неинтересно, и он решает продолжить обучение в родном Ленинграде, поступив в Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной.

Погрузившись в творческую среду, Николай учится на отделении монументально-декоративной живописи, где выделяется своими способностями. Эти годы характерны тем, что после многих лет цензуры в творческих слоях интеллигенции и студенчества начинают пробиваться ростки свободомыслия.

В последний год обучения в жизни Николая происходит случай, круто изменивший его судьбу. В стенах училища студентами обсуждались различные актуальные вопросы, в том числе подвергались критике требования к художникам сверху. В группе нашелся стукач, сообщавший куда надо содержание этих бесед. За накопившиеся претензии всю группу, где учился Прощёнок, на год отстранили от работы над дипломом, чтобы поразмыслили и покаялись. Кто-то вернулся, кто-то – нет. Николай решил не изменять своим принципам и поехал в Самарканд, к однокашникам и друзьям, где его личные качества и знания очень пригодились.

С прибытием молодых творческих сил жизнь в городе оживилась. Работы было много. На Университетском бульваре возводилось высотное здание гостиницы для интуристов «Самарканд». Требовалось украсить интерьеры декоративно-монументальными панно и росписями. В 1968 году для выполнения большого государственного заказа отобраны лучшие силы города. В творческую группу вошли скульпторы - Э. Алиев, В. Дегтярёв, Н. Бандзеладзе, А. Джишиашвили и художник-монументалист Николай Прощёнок, который сразу стал ее идейным вдохновителем.

Для оформления банкетного зала гостиницы им была предложена идея создания картины «Той». Сюжет композиции был в виде отдельных сцен свадебного пира. Эскиз и картон для панно «Той», ставшие основой для исполненного в металле произведения, в основном, были созданы Николаем Прощенком. Каждое утро он выдавал новый фрагмент картона, а скульпторы выдавливали по нему на листах меди остриями конфарников рисунок. Затем чеканами вытягивали нужный объем и придавали работе окончательную фактуру. Все выдерживалось в одном стиле - тщательно проработанные группы фигур музыкантов, радостных и динамичных девушек танцовщиц, отдельно сидящих почтенных аксакалов. Тут же, в банкетном зале гостиницы, сам Прощёнок работал над настенной росписью «Весенний Узбекистан», отображавшей щедрость и прелесть узбекской земли.

Позже творческий коллектив был приглашен в Бухару, где также требовалось украсить интерьеры новой гостиницы. По мнению специалистов, эта работа оказалась наиболее плодотворной, в ней мастерам удалось добиться особого звучания и органической слитности с архитектурой здания. Фресковое панно в банкетном зале гостиницы «Бухара» исполнено с изяществом и глубоким знанием национального искусства. За комплексное оформление интерьеров и экстерьеров гостиницы на высокопрофессиональном уровне Постановлением ЦК КП Узбекистана и Совмина УзбССР в октябре 1977 года вся группа самаркандских художников - С. Ракова, Э. Алиев, Н. Бандзеладзе, В. Дегтярев, А. Джишиашвили и Н. Прощёнок - были удостоены Государственной премии УзССР имени Хамзы.

Обладая талантом находить интересные решения, Прощёнок был автором многих творческих работ, ставшими первыми профессиональными монументальными произведениями, украсившими Самарканд.

В 1969 году на фасаде здания новой областной библиотеки имени А.С. Пушкина создается чеканный рельеф «Передача знаний». Для отражения сути объекта Николай Прощёнок нашел интересное решение идеи, где центром композиции стала книга, раскрывающаяся подобно цветку, передающегося от одного поколения к другому.

Кстати, он сам был постоянным посетителем городской библиотеки. Чтобы понять феномен художника Николая Прощенка, нужно представить разнообразие его интересов и особенности взглядов на жизнь, искусство. В те годы его интересовали вопросы поэтического и литературного творчества, труды Б. Эйхенбаума и В. Томашевского, М. Бахтина и В. Шкловского, Г. Гатчева, А. Лосева и Ю. Лотмана.

Помимо художников, он общался с историками города и музейными работниками. Привлекало личное обаяние Николая - красивый, приглушенный тембр голоса и безукоризненное владение литературным языком. Прощёнок считал, что в искусстве надо заниматься общечеловеческими проблемами, не ограничиваясь узким погружением в этнографические, чисто национальные темы. Но, вместе с тем, история национальной культуры была для него предметом интереса и осмысления. Искусство и философию он не разделял: одно определяло другое. И это отразилось в выработанном им стиле письма в станковых работах.

В 1970 году в Самарканде широко праздновалось 2500-летие города. К этому торжеству Н. Прощенком созданы эскизы значков с изображениями памятников Самарканда и вместе с группой художников он выполнил ряд тематических панно для Центрального городского парка. К празднованию юбилея национального поэта А. Навои нужно было срочно изобразить его портрет огромных размеров, и Прощёнок за одну ночь создает панно, украсившее входной портал медресе Тилля-Кари. И в том же 1970 году он вступает в члены Союза художников, как активно работающий и участвующий в выставках художник.

В здании Союза художников Самарканда у Николая была своя мастерская, располагавшаяся на первом этаже по соседству с мастерской известной художницы-керамистки Софьи Раковой. В ней постоянно собирались разные люди – Самарканд в те годы был особо притягателен для молодых и творческих людей. Все дорожки вели к самаркандским художникам, что жили широко и весело. Ночевки под южными звездами на крыше здания СХ, походы в горы и альпинистский лагерь Артуч… Огромная сковорода в художнической семье на Регистанской, с низкими бортиками и жареной картошкой, к которой в обед стягивались многие – здесь пахло домом.

В быту Пращёнок был неприхотлив, обходясь самыми элементарными вещами и простой пищей. Когда Николаю выделили небольшую квартирку, он в первое время спал на двери, снятой с петель. Природа была для него неисчерпаемым источником вдохновения. Любил Николай побродить вокруг города или уйти в горы, совершая порой пешие переходы длинною в десятки километров. Во время своих странствий он мог легко найти общий язык с местными жителями, которые давали ему кров и еду. Часто пропадал надолго, возвращаясь в город в потрепанной чужой одежке, цветных вязаных джурабах и какой-нибудь дехканской шапочке. От него веяло простором, дорогами и свободой.

Красивый, одинокий, талантливый человек… Болезнь помешала ему сделать больше, и заставила уехать в 1976 году. Уехав из Самарканда, Николай Прощёнок больше не рисовал и умер в Екатеринбурге в 1995 году.

Нам осталось после него до обидного, мало работ: монументально-декоративные были безвозвратно утрачены, а живописные и графические разошлись по частным рукам и утеряны… Придет время и запасники музеев Самарканда, Нукуса и Ташкента покажут нам его картины, его пейзажи - дающие эпическое мироощущение: таинственно молчаливые, мистические и загадочные, отражающие безграничный, и прекрасный мир природы.

В 1988 году на персональной выставке Григория Улько, проходившей в Самаркандском музее истории культуры на Регистане, среди экспонировавшихся работ была одна под названием - «Портрет художника Николая Прощёнка», который хочется увидеть. Наверное, то была, по видимому, в память его 50-летия. В этом году исполняется 85 лет со дня со рождения Николая Прощёнка, художника и философа.

Александр ГАЛАК.

P.S. Статья написана благодаря семье Г. Улько, Л. Зотовой и сестрам Николая Прощёнка.