Хотите ещё мяса? Пожалуйста!

Согласно официальной статистике, ежегодно в Узбекистане производится более 2,5 миллиона тонн мяса в живом и 1,4 миллиона тонн в убойном весе, из которой 1,1 миллиона тонн мясо крупного и мелкого рогатого скота и 300 тысяч тонн мясо птицы. При средних ценах 6 и 2,5 доллара за килограмм соответственно, в суммарном выражении получим 7,35 миллиарда долларов. Кроме того, мы производим и потребляем более 10 миллионов тонн молока на сумму 4,5 млрд. долларов и 8 млрд. яиц на сумму 800 млн. долларов. Как видно, даже без добавленной стоимости, а только за счёт промышленной переработки, чтобы приобрести вышеназванные объёмы продукции потребуется израсходовать не менее 40 процентов совокупных денежных доходов населения страны. Согласившись с этой цифрой, мы вынуждены будем признать данную ситуацию, как самую серьёзную диспропорцию, характеризующую экономику нашей страны.

В недалёком историческом прошлом научно обоснованной рациональной нормой считалось потребление 36 кг мяса в год. Это значит, что для удовлетворения годовой потребности 35-миллионного населения страны потребуется 1 млн.260 тысяч тонн мяса. Не следует упускать из виду и то, что нормы установлены для взрослого населения. Даже при этом получается, что мы производим на 140 тысяч тонн больше нормы. Следует учесть и другой фактор.

Речь идёт о том, что в силу дифференцированности доходов, не каждая семья имеет возможность соблюдать указанные нормы. Так, социологический опрос, проведённый на дехканских рынках города Ташкента и личные наблюдения автора статьи показывают, что основная часть опрошенных приобретает не более двух килограммов мяса в неделю. Это означает, что годовое потребление в этих семьях на 12 кг ниже нормы.

 Если предположить, что среднестатистический потребитель приобретает по 30 килограммов мяса в год, то в расчёте на все население это составит миллион тонн. Тогда получится, что в стране перепроизводство мяса составляет 400 тысяч тонн. Возникает резонный вопрос: на основании каких аналитических данных подготовлены решения о необходимости увеличения производства этих видов продукции?

Объективности ради отметим, что никто из лиц, ответственных за развитие вышеназванных сфер, не может быть уверенным как в численности поголовья скота и птицы, так и объёмах производства. Это и невозможно, так как сельскохозяйственная перепись в стране не проводилась более трёх десятилетий, за это время соотношение между общественным и индивидуальным сектором достигло двенадцатикратной разницы.

Как видно из анализа сложившейся ситуации, задача состоит в следующем: сохранив достигнутые объёмы производства, добиваться снижения цен на мясо и молоко до такой степени, чтобы они стали доступными для всех слоёв населения страны. Для этого основные усилия придётся направить на снижение затрат на их выращивание, которое, в первую очередь, зависит от создания надёжной кормовой базы. Для этого достаточно, чтобы взяться за выполнение той части поручений руководителя государства, которая касается дополнительного размещения на десяти процентах орошаемых земель клевера, кукурузы, ячменя и других кормовых культур, внедрения прогрессивных форм орошения.

 В заключение хочется отметить, что до сих пор правительственные решения касались лишь организованного сектора животноводства, хотя 92 процента скота содержится на личных подворьях сельчан. Нет сомнения в том, что, если кормовые культуры будут размещены на указанных площадях, то это позволит в корне изменить рацион питания скота, находящегося в индивидуальном секторе, улучшить такие показатели эффективности, как среднесуточный привес молодняка и удои молока на одну корову, яйценоскость кур на основе цифровизации вышеназванных отраслей.

Знакомясь с решениями Главы государства относительно развития сферы животноводства и птицеводства, можно прийти к выводу о том, что от их успешного претворения в жизнь напрямую зависит долгожданное повышение благосостояния не только сельских производителей, но и городских потребителей, одним словом всего населения Узбекистана.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.