Хаким Истамов: «Меня всегда тянет в Самарканд»

Жизнь доктора биологических наук, заместителя директора химического института экологической имунно-генетики и медицины  Российской Федерации, профессора Хакима Истамова вполне может стать примером пути настоящей личности и достойного человека для подрастающего поколения. И хотя Хаким Исламович вот уже много лет живет в другой стране, он не забывает Самарканд.

Автору этих строк выпала большая честь готовить очерк о первом редакторе газеты «Овози тожик», которая в наступающем году будет отмечать свое столетие. И какое счастье, когда в процессе подготовки материала я познакомился с внуком Абдукаюма Курби - профессором Хакимом Исламовичем Истамовым. Тогда он выразил благодарность творческому коллективу «Самаркандского вестника» за внимание к его репрессированному в 1937 году деду, посетовав на то, что в отличие от неутомимого Фархода Тагиевича Ализаде, он до сих пор не нашел захоронение своего пращура. Тем не менее о вкладе в развитие печати Абдукаюма Курби им сейчас готовится книга. Общаясь с Хакимом Исламовичем, понял, что его биография не менее интересна.

Жить, значит, действовать

Хаким Истамов учился в средней школе № 43 города Самарканда, когда в 1962 году в газете «Пионерская правда» прочел статью об отце советской генетики Н. П. Дубинине. Из нее он узнал, что бывший детдомовец Николай Петрович в 29 лет стал лауреатом международной Рокфеллеровской премии за открытие «Эффекта положения гена», названного впоследствии «Эффект Дубинина».

Газета переходила из рук в руки и вызвала большой резонанс среди школьников и педагогов. Ведь не каждому дано в 29 лет стать знаменитым не только в Советском Союзе, но и в Америке! Учитель биологии, классный руководитель Х. Истамова Валентина Павловна Крайнова, узнав интерес своих учеников, сказала, что жизнь каждого человека лишь тогда полна, когда он стремится к чему-то высокому, что его лично воодушевляет.

В 1966 году Хаким Истамов, окончив школу, по совету учителя поступил на факультет биологии Самаркандского государственного университета. Учился настойчиво, а на каникулах со своим наставником, профессором Н. Амирхановым и ветераном войны Маматкулом Икрамовым ездил в научные экспедиции по Зерафшанскому хребту, в том числе изучая флору и фауну в горах Агалыка. Приспосабливаясь к различным условиям, он постепенно на своем опыте постигал положительное и отрицательное воздействие компонентов окружающей среды.

Будучи пятикурсником, узнал о вредном влиянии дефолиантов на все живое, включая организм человека. Тогда студентов в который раз отправили на сбор хлопка в Иштыханский район. К великому удивлению сборщиков «белого золота», над ними летали «кукурузники», которые распыляли дефолианты прямо на головы сельчан, сборщиков хлопка. При этом руководители района и колхозов убеждали всех, что химикаты совершенно безвредны для человека.

 Ярым противником этого мнения стал Хаким Истамов, который как раз в своей дипломной работе убедительно доказывал, что самым ядовитым для живого организма является широко применяемый бутифос. Поэтому альтернативные химические методы подготовки полей к машинному сбору хлопка следует применять наземными механизмами, а не авиацией. При написании дипломной работы у него были руководители - известные ученые в научном мире - Н. Дубинин и А. Эргашев, аспирант и будущий руководитель программы «Охрана окружающей среды» в Узбекистане.

Очень проницательный и дальновидный Николай Петрович посоветовал своему ученику подготовить статью по теме дипломной работы и напечатать ее в журнале «Цитология и генетика», который издавался в Киеве. Москва и Ташкент категорически были против, ведь это могло повлиять на производство хлопка-сырца. Дубинин дружил с редактором журнала, и тот дал «добро», затем эту статью перепечатала зарубежная пресса, вызвав большой резонанс.

После успешного окончания высшего учебного заведения Хаким Истамов свою трудовую деятельность по распределению начал во Всесоюзном научно-исследовательском институте каракулеводства в Самарканде. В аспирантуре под научным руководством академика Н. П. Дубинина и его супруги цитогенетика, кандидата биологических наук Лидии Георгиевны продолжил исследования о влиянии четырех ядохимикатов на живой организм, начатые при написании дипломной работы.

Хаким Истамов научно обосновывал, что отдельные дефолианты способствуют возникновению болезней у человека даже при однократном их воздействии, влияют пагубно на наследственность. Факты, приведенные молодым ученым из Самарканда, были использованы Минздравом бывшего Союза и ООН при подготовке рекомендаций по запрещению применения бутифоса в сельском хозяйстве в 80-х годах прошлого века. С результатом своих исследований Х. Истамов выступал на международных симпозиумах, и его доклады вызывали живой интерес у ученых.

Надо отметить, что при поддержке Николая Дубинина в 1977 году в Узбекистане организовали институт генетики и иммунологии. Бывший руководитель республики Шараф Рашидов лично встречался с Николаем Петровичем и его учеником Хакимом Исламовичем.

Пожалуй, одной из самых ярких страниц биографии Хакима Исламовича стала его работа с другим знаменитым ученым - отцом советской иммунологии, академиком, вице-президентом АН СССР Рэмом Викторовичем Петровым и его учеником, известным самаркандцем, академиком РАН Рахимом Мусаевичем Хаитовым. В свое время Р. Хаитов окончил Самаркандский государственный медицинский институт им. И. П. Павлова, в 28 лет стал самым молодым доктором наук СССР, защитив диссертацию по проблемам, связанным с трансплантацией кроветворных тканей облученным реципиентами. В 1988 году Рахим Мусаевич возглавил Институт иммунологии Минздрава СССР.

Именно они – Н. Дубинин, Р. Петров, Р. Хаитов - оказали большую помощь ученому в организации лаборатории, а затем центра в институте Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности, которой Хаким Исламович заведовал впоследствии. Кстати, благодаря Рахиму Мусаевичу в стенах института иммунологии в Ташкенте начали исследовать экологическую обстановку в республике. Это способствовало разработке методов диагностики, профилактики, лечения и иммунной реабилитации лиц, страдающих различными иммунодефицитами.

Сотрудничество для развития

- Чтобы народы могли развиваться, в основе их деятельности должна лежать идея сотрудничества, - считает Хаким Исламович. - Лично мы поддерживали контакты со многими учеными стран СНГ, Германии, США, Франции, Италии, обмениваясь идеями и опытом. И, кстати, многие мои коллеги уже приехали в Узбекистан и помогают в организации совместной работы по снижению вредного воздействия загрязненной окружающей среды на иммунную систему человека.

Узбекистан благодаря своей открытой и конструктивной политике становится крупным политическим, экономическим и культурным центром в регионе. Политика нынешнего руководства страны, направленная на обеспечение межнационального согласия и толерантности в обществе, способствует укреплению и развитию научно-образовательных связей. Эту позицию активно разделяет и профессор Х. Истамов, который организовал специальный фонд «Наука, образование, культура». Задача фонда - объединить всех земляков, добившихся весомых успехов на научно-образовательной и культурной ниве за рубежом, чтобы они помогли Новому Узбекистану.

- Сейчас я в Москве, - продолжает он, - но меня всегда тянет в Самарканд, часто думаю о родном городе, который изменился, став одним из красивейших городов мира. Не будет преувеличением, если скажу, что в средствах массовой информации часто мелькают новости о Новом Узбекистане, сообщения о международных симпозиумах в Ташкенте и Самарканде, что меня только радует. Совсем недавно побывал в родном городе и, поверьте, не узнал те улицы, по которым ходил в детстве. Преобразился Самарканд - кругом современные здания, широкие улицы, где на каждом шагу встречаются туристы из многих стран мира. Это говорит о том, что Глава государства, открыл границы для всех - и для туристов, и для инвесторов.

Не узнала родного города и супруга Хакима Исламовича - Ирина Скичко. Уроженка Худжанда, она с семьей переехала в Самарканд, где окончила школу № 45, в которой учились многие знаменитости. Затем училась в Московском авиационном институте, на факультете управления летательных аппаратов. Затем работала в конструкторском бюро по созданию многоразовых космических кораблей «Буран», а сейчас на заслуженном отдыхе. В семье двое детей - Темур и Умида, оба учились в Москве и Швейцарии. Сын - экономист, дочь - предпринимательница.

- Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом, вы – таджик, супруга - русская, а дети, кроме родного, владеют английским, испанским, португальским и французским языками. А дома на каком из них общаетесь? – спрашиваю я.

- Конечно, на русском, а вот в Самарканде, благодаря в том числе и матери Ирины – К. А. Скичко, которая 25 лет преподавала фарси в таджикской школе № 5 г. Самарканда, мы общаемся на таджикском, на языке деда Абдукаюма Курби, - отвечает мне Хаким Исламович, а затем рассказывает о книгах, литературе, как со школьной скамьи познакомился с творчеством Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова, Джека Лондона, Виктора Гюго и многих других.

Сегодня Хаким Исламович, хоть и на заслуженном отдыхе, сосредоточился на работе созданного им фонда, не переставая быть для молодых ученых опорой, учителем, советником…

Захир ХАСАНЗОДА.