Х Саммит ОТГ: нужны новые ниши для сотрудничества

3 ноября этого года в Астане состоится юбилейный X саммит Организации Тюркских Государств (ОТГ) под лозунгом «Turk Time» (Tradition, Unification, Reforms, Knowledge, Trust, Investments, Mediation, Energy). Шавкат Мирзиёев примет участие в заседании Совета глав государств ОТГ.
По словам специалиста по европейским и международным исследованиям Экспертно-Аналитического Центра Heartland Эльданиза Гуссейнова, переориентация Турции на приоритетное сотрудничество с Китаем и Россией может осложнить взаимодействие стран Центральной Азии с Евросоюзом. ОТГ необходимо искать новые ниши для сотрудничества.
Кроме обозначенных тем в аббревиатуре лозунга, ключевыми вопросами сотрудничества организации в данный момент является влияние мировых кризисов на деятельность организации, взаимодействие с Северным Кипром и сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС). Интересным также является вопрос возможного вступления Туркменистана в организацию.
Значимым стал IX саммит организации в Самарканде, прошедший под лозунгом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию». В рамках саммита участники обсудили разные стороны сотрудничества, но приоритетным направлением является транспорт и таможня. В ходе данного саммита стороны подписали Соглашение о создании упрощенного таможенного коридора, Соглашение о международных комбинированных перевозках и Программу обеспечения транспортной связанности стран ОТГ.
Напомним, основная цель первого документа – это сокращение сроков проведения таможенного контроля и обеспечения развития обмена информацией в отношении товаров и транспортных средств, также торговые операторы в рамках данного торгового коридора будут обладать рядом преимуществ, как например приоритетный порядок таможенного оформления в пунктах пропуска. Второе соглашение также направлено на упрощение перевозок по территории членов организации. С его проектом можно ознакомиться на казахстанском сайте «Открытые Нормативно-Правовые Акты», учитывая, что уже действует приказ от правительства о вступлении всего текста соглашения с оговоркой по статье 4 пункт 4, то текст проекта можно рассматривать как действительный. Документ представляет собой соглашение, определяющее порядок осуществления международных комбинированных перевозок между договаривающимися сторонами.
Как подтверждают и сами лидеры государств самаркандский саммит придал больший импульс сотрудничества в ОТГ. Связано это с тем, что украинский кризис привел к переориентации транспортных наземных цепочек, в связи с чем начала возрастать роль ТМТМ через территорию членов ОТГ. Как отметил директор Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Обид Хакимов экспортно-импортное и транзитное сообщение Узбекистана осуществляется по 9 международным транспортным коридорам, 8 из которых проходят как минимум через одну страну-участницу ОТГ. Но из-за недостатков в инфраструктуре, таможенных и технических ограничений транзитный потенциал региона реализуется не полностью.
Но и в процессе подписания данных соглашений могли бы быть проблемы в ходе их подготовки. При разработке соглашений членам ОТГ нужно учитывать, не нарушает ли данный документ уже ранее подписанные другие международные договоры, что может являться препятствием на путь дальнейшего развития организации.
Дальнейшее видение организации: риски и возможности
Отметим, что ОТГ будет и дальше способствовать укреплению связи между странами Центральной Азии и Европой, но ясно, что потенциал организации будет зависеть от окончания боевых действий в Украине. В нынешней ситуации обойти Турцию в развитии ТМТМ для укрепления сотрудничества стран Центральной Азии и ЕС очень трудно. Поскольку боевые действия в Украине переносятся и на Чёрное море, то путь с Грузии по морю в Румынию или Болгарию становится менее безопасным. Но Турция активно стремится использовать свое стратегическое значение для достижения своих внешнеполитических интересов, вступление Швеции и Финляндии в НАТО тому пример. Тогда тут нужно ставить вопрос «Может ли Турция использовать рост транзита товаров из Центральной Азии в Европу через свою территорию в своих целях?».
Да, вполне может. Примером является более сдержанная позиция Евросоюза касательно членства Северного Кипра в качестве наблюдателя в ОТГ. Требование учитывания своих интересов в отношениях Турции и ЕС не всегда можно назвать конфликтами, но это может создавать впечатление, что в таком случае Турция больше идет к сотрудничеству с Китаем и Россией, что также может осложнить взаимодействие стран Центральной Азии с Евросоюзом. Кроме того, есть вероятность, что после окончания войны в Украине Китай, ЕС и страны Центральной Азии могут снова использовать маршрут через территорию России, тогда ОТГ нужно будет искать новые ниши для развития сотрудничества внутри организации.
Такой нишей является энергетическое сотрудничество и поставки энергоресурсов из Центральной Азии через территорию Азербайджана и Турции. Но это будет также зависеть от того, насколько ЕС будет дальше заинтересован в поставках энергоресурсов, учитывая наличие повестки об использовании возобновляемых источников энергии. Но не стоит рассматривать ОТГ только через призму Европа-Китай, страны Центральной Азии стремятся развивать другие транспортные пути, например, через территорию Афганистана.
В таком случае ранее описанные соглашения могут способствовать коммуникации Турции с Афганистаном и Пакистаном. Скорее всего, бесповоротно развиваться будет экономическое сотрудничества, особенно на фоне экономических кризисов в ряде стран ОТГ. В этом случае очень интересны проекты по открытию торговых домов и специальных экономических зон.
Важным направлением является политическое взаимодействие, а именно совместное реагирование стран ОТГ на мировые кризисы через совместные заявления. Это может способствовать укреплению понимания, что страны должны принимать совместные действия, чтобы не позволить внешним кризисам ухудшать обстановку внутри стран-членов организации. Такое понимание может способствовать поиску новых ниш сотрудничества.