Что нужно для дальнейшего развития МПЗ?

В чем причина отставания в развитии малых промышленных зон? Что мешает реализации намеченных проектов?

Из анализа существующей ситуации с малыми промышленными зонами напрашиваются следующие выводы.

  1. Несмотря на наличие такого огромного количества пустующих помещений, пристальное внимание уделяется строительству новых объектов. Гораздо эффективнее было бы более тщательно отнестись к подбору пустующих помещений и направить сэкономленные средства на приобретение оборудования и решение проблем с инфраструктурой.
  2. При ограниченности производственных ресурсов практически невозможно развивать промышленность во всех административных единицах одновременно. Выясняется, что продолжается не оправдавшая себя практика создания небольших, разрозненных, заранее неконкурентоспособных предприятий промышленности. Например, Ингичкинского рудоуправления, пришедшего в состояние экономической несостоятельности, может быть, надо было территорию разделить между различными предпринимателями на лоты, но совсем другой подход должен быть в отношении простаивающих консервных заводов Булунгурского и других районов. Если нет единого инвестора, способного охватить всю промышленную площадку, это не значит, что на одной территории нужно размещать производство томатной пасты и галош! Есть другой выход. Нужно собрать 5-6 инвесторов вместе, объяснить им причину высокой эффективности, когда производство основано на кооперации или имеет схожие технологии. Пусть один предприниматель производит овощные, а другой плодовые консервы, третий занимается их сушкой, четвёртый производством жестяных банок для фасовки томатной пасты и так далее. Если как следует разобраться в инвестиционных проектах, размещаемых на одной площадке, то можно обнаружить много несовместимого как с точки зрения гигиены и экологии, так и с позиций сезонности производства, энергоёмкости, логистики.
  3. Нерешенность многих вопросов, касающихся развития инфраструктуры, связано с тем, что на низовые звенья управления возложены задачи, которые не входят в их компетенцию. Правомерно ли говорить о том, что район или город не создал благоприятные условия для привлечения инвестиций? Это нереально. Так происходит потому, что функции различных органов управления, хозяйственных объединений не разграничены. Может ли район или город самостоятельно определить ассортимент намеченной к освоению продукции? Конечно, не может. Это является прерогативой областных органов управления, их согласованных действий с органами управления соседних областей и центром. Не уровень района прогнозировать спрос на продукцию, а также возможные изменения в законодательстве, связанные с налогами, денежным обращением, ценообразованием, внешней экономической деятельностью, энергоснабжением и так далее.
  4. Отсюда напрашивается вывод: будет ли потенциальный инвестор вкладывать свои средства в производственные проекты, заранее зная о предстоящем росте цен на сырьё, тарифов на энергоносители, нестабильности в фискальном или таможенном регулировании? Только в этом основная причина того, что из общего объёма производимого по области хлопка-волокна, лишь небольшая часть преобразуется в готовую текстильную продукцию. На сегодняшний день главная проблема этой отрасли не в том, что не создаются новые мощности, а в том, что ухудшаются экономические показатели действующих предприятий в связи с ростом цен на сырьё, тарифов на энергоресурсы и процентов за кредит. Потенциальный инвестор всё это видит и, поэтому, не спешит вкладывать свои средства в прядильные фабрики или предприятия по пошиву трикотажных изделий. До тех пор, пока не будет разработана законодательная база, гарантирующая предсказуемость инвестиционной деятельности хотя бы на ближайшие 10 лет, усилия территориальных органов управления по развитию промышленности не будут давать желаемых результатов.
  5. Многое зависит и от наличия востребованных в промышленной деятельности квалифицированных кадров. Начнём с того, что в условиях перехода к полноценным рыночным отношениям специалист по маркетингу должен быть на каждом предприятии. Но на деле только крупные предприятия могут позволить себе содержать маркетолога, с другой стороны не так просто найти специалиста, который на микроуровне разбирается в сложных процессах современных экономических отношений.

Без глубокого анализа хода выполнения ранее принятых программ развития, выявления причин, тормозящих реализацию инвестиционных проектов, трудно развивать территории. Это мы видим на примере нашей области. Ведь сложившаяся с развитием малых предприятий промышленности ситуация не нова. Если удастся преодолеть проблему, затем этот опыт можно будет распространить по всей республике. До сих пор не хватало не только аналитического подхода к оценке ситуации, но и сбалансированного распределения производственных ресурсов. В этом мы видим основную причину того, что стремительно растущие  объёмы осваиваемых инвестиций, не приводят к соответствующему улучшению макроэкономических показателей.

Пора отказаться от количественного подхода и перейти к повышению эффективности привлекаемых инвестиций,  к их целевому использованию, более тщательно изучать окупаемость проектов.

Радует то, что руководство области критически отнеслось к ситуации, сложившейся в деле создания малых промышленных зон и признаёт, что при формировании программ социально-экономического развития территорий на 2019-2020 годы не приняты во внимание отличительные особенности их развития, обеспеченность сырьём, структура трудовых ресурсов и покупательная способность населения. Это вселяет надежду на постепенный отказ от применения командно-административных мер и переход на принятие разумных, основанных на научных подходах, решений.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.