Всем смертям назло…
Военный билет Абдуллы Мардиева, выданный Пастдаргомским районным военным комиссариатом Самаркандской области, в графе «Прохождение действительной военной службы» заканчивается записью «ноябрь 1945 года»...
А начиналось всё в декабре 1939 года, когда 18-летний Абдулла Мардиев был призван отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР в городе Перемышль. Пастдаргомский паренёк служил стрелком в том самом легендарном 92-ом погранотряде, бойцы которого одними из первых приняли на себя огонь фашистских захватчиков.
Сегодня город Перемышль - это польский Пшемысль, который находится недалеко от границы с Украиной. В 1939 году восточная половина Перемышля принадлежала Советскому Союзу, а западная её часть – Германии. Город был разделен рекой Сан, которая являлась пограничной рекой между СССР и Германией.
Первые часы войны
В ночь на 22 июня 1941 рядовой Абдулла Мардиев и политрук Ковшарь заступили в наряд по охране государственной границы. У Мардиева был станковый пулемёт, он уже успел проучиться в школе курсантов. Пограничники невооруженным глазом могли видеть, как на противоположном берегу Сан выстроились многочисленные ряды боевой техники. Но, согласно пакту о ненападении Молотова – Риббентропа, советское командование призывало не поддаваться на провокации.
Было четыре утра, когда немецкие орудия открыли огонь по советской части города. После артподготовки началось форсирование реки на плотах и резиновых лодках. Первыми в бой с врагом вступили бойцы 92-го погранотряда. Фашистские подразделения пытались обойти мост сверху и снизу по течению, но пограничники не позволяли им это сделать. Тем не менее, после полудня 22 июня немцам удалось захватить многие кварталы Перемышля. Но пограничники 92-го Перемышльского пограничного отряда, бойцы 99-стрелковой дивизии и 6-го полка НКВД не думали сдаваться и отступать, они заняли круговую оборону Перемышля.
Так случилось, что командир 6-й заставы, где служил Абдулла, Колесниченко когда-то служил в Туркестанском военном округе. Колесниченко, помня искренность и дружелюбие узбеков, с первых дней поддерживал рядового Мардиева. А как только начались военные действия, он по-отечески заботился об оставшихся немногих бойцах и не раз говорил: «Абдулла, держись подле меня, сынок, я должен вывести вас отсюда, потому что вам ещё жить и жить».
В течение нескольких дней шли бои за Перемышль, фашистские войска понесли тяжёлые потери. Несмотря на превосходившие силы противника, постоянные артиллерийские обстрелы и авиационные налёты бойцам 92-го погранотряда и 99-ой стрелковой дивизии Западного особого военного округа удавалось не только удерживать госграницу, но и заставить врага отступить через реку Сан.
Только когда немцы взяли Львов, руководство погранотряда получило приказ оставить позиции и отходить. Командир Колесниченко всё-таки вывел своих подопечных из оккупированного Перемышля, дошёл с ними до Киева. Там, в Киеве, во время немецкого авиаобстрела Абдулла потерял своего командира Колесниченко.
Рядовой Абдулла Мардиев был определён в 133-стрелковый полк действующей армии. Теперь он миномётчик. С марта 1943 года А. Мардиев - миномётчик в 424 миномётном полку.
Город за городом, село за селом, обстрел за обстрелом вели Красную армию и Абдулла Мардиева к Победе.
Однажды …
Попасть в плен – самое ужасное, что может произойти с солдатом. И это произошло с Абдуллой и его товарищами, когда у них во время обороны не осталось ни одной пули, ни одного снаряда. Но почти сразу было решено бежать. Барак для пленных размещался в старом сарае. Несколько дней понадобилось, чтобы вынуть гвозди и освободить пару досок задней стены сарая, без каких-либо инструментов. Но до леса от сарая надо преодолеть ещё несколько метров, которые ярко освещает прожектор вышки, а на вышке постоянно стоят часовые. И всё-таки надо было действовать.
Никто не решался идти первым на верную смерть. Ночь. Лютый мороз. Снег по пояс. Неизвестность…
И тогда политрук предложил: «Абдулла, ты у нас везучий, пойдёшь?» И Абдулла пошёл.
Он шёл и слышал, как стучит его собственное сердце. Он шёл и только повторял суры Корана.
Он добрался до колючей проволоки, расцарапав в кровь всё лицо и руки пролез через неё. Дальше начинался лес. Абдулла быстро нашёл в лесу палку, вернулся к проволоке, подпёр её снизу и махнул товарищам.
Один, второй, третий потихоньку выбирались из барака пленные солдаты. Удалось выбраться не более десятерым, а потом … автоматная очередь. Бежали в глубь леса, бежали что было сил.
До действующих войск шли несколько дней, по пути в деревнях собирая для себя оружие.
И снова Абдулла в боевом строю.
В последнюю военную зиму миномётчик Абдулла Мардиев в составе Белорусского фронта участвовал в Восточно-Прусской операции и там же, в Пруссии, он встретил Великую победу.
Встретила только собака
Ноябрьской ночью 1945 года поезд привёз демобилизованного Абдуллу Мардиева на станцию Джума. Расспросив у работников вокзала, ездит ли какой-нибудь транспорт до его родного колхоза имени Кирова, Абдулла выяснил, что легче дойти пешком, чем ждать. Так он и сделал. Надо было пройти чуть больше 6 км, которые Абдулла преодолел, будто на крыльях: ноги сами узнавали дорогу к дому.
Начинало светать, уже виднелся родной кишлак, но вдруг Абдулла заметил, как на него мчится огромное существо. Абдулла уже готовился защищаться, но здоровенный алабай огромным прыжком сократил оставшиеся пару метров… и обнял Абдуллу своими тяжеленными лапами, стал вылизывать ему лицо и руки. И только теперь Абдулла вспомнил и узнал своего некогда щенка, а собака почуяла хозяина за много метров от дома, хоть и не видела его вот уже больше шести лет.
Вместе они пришли к отчему дому. На двери висел замок. Ещё на фронте Абдулла получил весточку из дома, в которой ему сообщили, что не стало его отца. «Но где же мать? Где младшая сестра?» - с этими мыслями сидел Абдулла на крылечке родного дома. Солнце встало, на улице появились соседи. Радость, объятия, поздравления, а потом Абдулла узнал, что и мать его не дождалась, узнал, что младшая сестренка живёт у родственников в соседнем кишлаке.
Сколько раз, обнимая миномёт, он представлял, как его встретят дома, представлял, как он крепко обнимет отца, как расцелует руки матери…, но встретил его - лишь пёс.
Выпускник физмата
Слова командира Колесниченко в 41-ом «Абдулла, тебе жить и жить» оказались пророческими. В 1953 году Абдулла Мардиев окончил физико-математический факультет Узбекского государственного университета в Самарканде.
До преклонных лет он учил детей физике и математике, работал завучем в школе.
У него была большая дружная семья. С супругой Фаридой они воспитали пятерых детей. Все они получили высшее образование, честно трудились и были гордостью своего отца, а он был их гордостью.
Каждый год накануне Дня Победы Абдулла Мардиев встречался со своими однополчанами - самаркандским Орифом Исрофиловым, Давлатом Саидовым из Ташкентской области, Саидом Тилабовым из Навоийской области, Абдуллаевым из Каракалпакии и Жуманиёзовым из Хорезма.
С особой теплотой вспоминал Абдулла Мардиев своих русских и грузинских фронтовых товарищей, не раз подчёркивая, что если бы не его товарищи, не прошёл бы он всю войну с первого ее дня.
Абдулла Мардиев был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За освобождение Украины», «За освобождение Киева», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Жасорат» и «70 лет Вооружённых Сил СССР».
Умида ХОЛБЕКОВА,
материалы предоставлены внуком Абдуллы Мардиева
Алишером Бабаджановым.