Всегда влюблённый в жизнь Ефим Ташлицкий
В Самарканде целую неделю гостил Ефим Владимирович Ташлицкий. Бард, поэт, писатель, в прошлом журналист "Ленинского пути" и "Ленин юлы", Самаркандского телевидения, организатор и участник многочисленных концертов и клуба авторской песни "Доминанта", "Тыковка", открытый и душевный человек, для которого весь смысл жизни заключается в любви. Все творчество Ефима Владимировича посвящено исключительно этой теме. И мне повезло сначала побывать на его концерте в Пушкинской библиотеке (ИБЦ им. Пушкина), общаться с ним в Агалыке в кругу друзей, а также на творческой встрече в уютном доме, где он остановился.
Ефим Владимирович более 30 лет назад уехал в Израиль и живет в Петах-Тикве – уютном городе в десяти километрах от Тель-Авива. С журналистикой на новой родине у Ефима Владимировича не сложилось, но зато с успехом стали востребованы его биоэнергетические способности. Их он, кстати, обнаружил в Самарканде, когда писал о гипнотизере и экстрасенсе Анатолии Коваленко. Статья с интригующим заголовком «Я вижу сердце» так и не вышла в областной газете, но неожиданно перевернула взгляды на медицину в самом Ефиме Владимировиче. Окончив специальный курс и получив лицензию, он многие годы поднимал людей на ноги, делая лечебный массаж. При этом выпускник СаМГУ не забывал о творчестве, авторской песне и, конечно, Самарканде.
«У меня была фантастическая неделя в Самарканде... Опишу ее в романе Фимка 3», - признается Ефим Владимирович позже, по возвращении домой, и пришлет замечательное стихотворение, которое мы представим ниже нашему читателю. А пока еще раз погрузимся в те дни, когда Ефим Ташлицкий заново открывал для себя Самарканд и открывался со всей душой самаркандцам.
В актовом зале информационно-библиотечного центра им. А. С. Пушкина в тот день был аншлаг. Размещая афишу о предстоящем концерте в сетях, организаторы, среди которых была Светлана Мазуркевич, еще переживали, что будет мало зрителей. Ведь о Ефиме Ташлицком молодежь практически ничего не знает – у нее другие интересы и ритмы, а старшее поколение может не найти времени. Но, как оказалось, благодаря социальной сети «Одноклассники», в которой постоянно «тусит» Ефим Владимирович, делясь новыми песнями и стихами, связь с самаркандцами все эти годы не прерывалась. И в библиотеку пришли те, кто знает и любит многогранное творчество Ташлицкого, его самого, помнит, каким он был задорным и богатым на идеи вожатым в пионерском лагере «Красный двигатель», который расположен в живописном Агалыке и ныне носит название «Алпомыш». Через пару дней Ефиму Владимировичу удастся встретиться с местами своей молодости – он увидит и ворота лагеря, и дорожки, по которым столько шагал, и знакомые корпуса, и горы. Он искупается в речке, куда водил детей в походы, будет пить и не напьется чистой родниковой воды, и слезы навернутся от счастья встречи с ощущениями из прошлого, и голос будет дрожать от воспоминаний…
А в тот памятный день в «пушкинской» витал терпкий и манящий дух ностальгии, возвращая Ефима Владимировича и слушателей в те года, когда бурлила в венах кровь и жизнь волновала каждым своим днем, мгновением. Сыпались имена людей, причем некоторые из упомянутых были в зале, - их, счастливых, поднимал Ташлицкий и под аплодисменты дарил книги. Назывались города, где выступал с концертами хозяин вечера. Например, в Норильске, куда он попал на фестиваль авторской песни, но застрял в аэропорту из-за метели и пришлось давать концерт прямо в зале ожидания, где ночевали обозленные пассажиры. Концерты тогда буквально спасли ситуацию. Воспоминания чередовались с песнями под аккомпанемент самого барда. Естественно, ведь с песней Ефим Ташлицкий никогда не расстается, она ему и отдушина, и луч надежды, и постоянный резонатор его влюбленной в жизнь души.
- Однажды на меня написали анонимку в отдел пропаганды обкома партии, - рассказывал Е. Ташлицкий. – Я тогда сочинял песенки и стихи для агитбригады завода «Красный двигатель», которой руководил, за что получал 25 рублей. Песенки и стихи критиковали бюрократию и лодырей, что, очевидно, некоторым не нравилось. Так вот в анонимке отмечалось, мол, занимается антисоветской пропагандой и незаконно получает деньги без письменного разрешения главного редактора газеты «Ленинский путь». Меня уволили из клуба, но, как говорится, нет худа без добра. По заданию редактора меня отправили на слет любителей самодеятельной песни во Дворец химиков и оттуда началась моя бардовская жизнь.
«С тех пор жизнь приобрела новый прекрасный музыкально-поэтический оттенок. Новые друзья, новые песни, лавина информации о клубах авторской песни, о бардах, о фестивалях», - напишет он в своем автобиографическом романе «Фимка» (есть в свободном доступе в сети Интернет), где очень искренно отражены целый пласт времени и пространства, множество разных историй, в том числе связанных с именами известных людей, пересекавшихся с автором. А в целом, Ефим Владимирович автор нескольких романов, более 25 поэтических сборников, всего написал свыше 4 000 стихотворений, некоторые из них исполняются под музыку. Одна только песня «Самаркандские наши дворы», написанная более 20 лет назад и давно ставшая народной, говорит о безграничном таланте мастера.
Самое примечательно, он никогда не устает радоваться жизни и радовать людей своим творчеством. Рассказывая, наверное, в тысячный разкакой-нибудь подлинный случай из жизни – будь то о журавлином аэродроме или экстрасенсе, который мог видеть организм человека насквозь, - у Ефима Ташлицкого так же блестят глаза, будто это произошло только вчера. Читая стихи, исполняя песню, он вновь и вновь проживает все те моменты, когда снисходило вдохновение, испытывались волнение и негодование, восторг и грусть. И оттого слушаешь его с интересом и нескрываемым удовольствием, ибо настоящих рассказчиков, виртуозно владеющих словом, умеющих заразить своей артистичностью, ныне стало как-то маловато. Корявый, полный словами-паразитами язык, худосочный лексический и тематический запас, скудный культурный уровень, увы, ныне стали нормой. Потому и приезд таких людей, как Ефим Владимирович, становится поистине праздником культуры.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.
Вдохновение
Самарканду, после встречи с ним…
Привет тебе, мой город вечный,
Волны душевной и беспечной,
Окрашенный цветным узором,
Под ангельским восточным взором...
Мой миг необычайной встречи
Со звёздами в столь поздний вечер,
Когда в бескрайней синеве
Слагает рубаи во сне
Невидимый поэт столетья
Мозаикою слов, соцветьем
Легенд и сказок... Но реальность,
Она вокруг... Оригинальность
Твоей гармонии чудес,
Деревьев красоты окрест...
И сердце радостно поёт
Тебе на встречу... Свет идёт
От бесподобных медресе,
И Регистан во всей красе
Предстанет бытием мечты,
Которую лелеешь ты...
Привет, моя судьба и боль,
Моя надежда и любовь...
Здесь всё свершается на раз,
И радуется верой глаз
В красивых гранях волшебство,
Взаимосвязей естество,
Когда соединил Господь
Людские души. Мысль и плоть.
О, город радости и слёз,
Счастливый век ты нам принёс,
Воспоминаний яркий миг,
Картиной прошлого возник,
Оставил след в душе моей,
Навечно... Благо чудных дней...
Я был с тобой, мой город-сад,
Чему теперь безмерно рад.
Летел к тебе, как ветер встречный...
Прощай... Пока... Мой город вечный...
Ефим Ташлицкий.