Возможно ли уменьшить долю импорта?
На прошедшем на днях в критическом духе видеоселекторном совещании Глава государства заострил внимание его участников на необходимости усилить меры по увеличению объемов экспорта товаров и услуг. Это связано с тем, что и в 2023 году не удалось нивелировать отрицательное сальдо внешнеторгового оборота, который по предварительным подсчетам может превысить 11 миллиардов долларов США.
Чтобы было понятным рядовому читателю, добавим, что импорт продолжил свой опережающий рост по сравнению с экспортом товаров и услуг. Говорилось также о том, что ряд министерств и руководители областей все еще находятся в дремотном состоянии, продолжают придерживаться “ручного управления” вместо того, чтобы перейти на широкое применение системного анализа и стратегического планирования отраслей и территорий. Перед государственными органами, ответственными за инвестиционную и внешнеторговую деятельность поставлена задача до конца квартала разработать конкретные меры по исправлению создавшейся ситуации.
Следует признать, что рост экспортных поставок влечет за собой возрастание потока валютных поступлений, являющихся источником оплаты приобретаемых в инвестиционных целях импортного оборудования и товарно-сырьевых ресурсов. Президент страны привел пример, когда происходит обратный процесс. Речь шла о тех диспропорциях, которые возникли в связи с неправильным размещением цементных заводов, деятельность, которых характеризуется низким уровнем использования производственных мощностей, проблемами с обслуживанием кредитов, низким уровнем рентабельности и, как следствие, огромными потерями государственного бюджета.
На мой взгляд, причиной здесь является то, что при экспертизе данных инвестиционных проектов допущено игнорирование маркетинговых исследований. Не учли, что из-за высокого удельного энергопотребления Узбекистан не может экспортировать данную продукцию, а внутренний рынок не в состоянии охватить двукратно возросший производственный потенциал. Отсюда напрашивается следующий вывод: если не удается отказаться от ненаучного ручного управления, то нужно хотя бы сочетать его с балансовым методом и тогда непроизводительных потерь станет гораздо меньше.
Отсутствие системного подхода
Начнем с того, что увеличение экспортных поставок должно быть сбалансировано с приростом производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Надо подумать о последствиях, которые возникнут в случае, если задания по экспорту продовольствия будут опережать рост объемов их производства. Особенно, если учесть, что, наряду с миллионным приростом населения страны, в такой же мере может возрасти поток иностранных туристов.
Отсутствие системного подхода к экспорту сельскохозяйственной продукции приводит к нарушению товарного баланса, превышению спроса над предложением и к опережающему росту цен на те или иные виды плодоовощной продукции. Выходом из положения, как отметил Глава государства, является существенный рост производства продовольствия. Но следует признать и то, что реформы, проводимые в аграрной сфере, пока не дали желаемых результатов.
Говорить о достижении продовольственной безопасности не приходится хотя бы потому, что расходы отдельно взятой среднестатистической семьи на приобретение продуктов питания достигают 70-80 процентов ее доходов. Анализ итогов последних лет также показывает, что прирост объемов производства в аграрной сфере почти вдвое ниже результатов промышленной сферы. Несмотря на то, что до начала весенних полевых работ осталось не так уж много времени, ясного ответа на вопрос о том, как будут возрастать масштабы производства продовольственных товаров, пока что нет.
От количества к качеству
Преобладающая часть экспортных поставок приходится на долю 80 крупных и небольшого числа средних промышленных производств, хотя в данной сфере функционируют десятки тысяч других промышленных предприятий. Как правило, число занятых в них в большинстве случаев не достигает и десяти человек. Мало кто будет возражать насчет того, что чем крупнее предприятие, тем больше возможностей для совершенствования производственной деятельности, внедрения инновационных технологий, освоения новых видов продукции, соответственно и для ее экспорта. Это говорит о том, что в данной сфере настала пора перехода от количественных изменений к качественным, для чего надо разработать такой хозяйственный механизм, который будет способствовать укрупнению предприятий, концентрации и специализации производства в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков. Разумеется, в данном процессе особую роль должен сыграть маркетинг, пока еще являющийся слабым звеном в сфере производственного управления.
В особом подходе нуждается инвестиционная деятельность в текстильной промышленности. За последние годы Узбекистан из экспортера хлопка-волокна превратился в экспортера полуфабриката, - текстильной пряжи. Поэтому нельзя сказать, что кластеризация отрасли соответствует тем принципам, которые легли в основу данного процесса в странах Запада. В настоящее время доля пряжи в экспорте текстильной продукции составляет 70 процентов, а остальное приходится на долю готовой продукции. А должно быть наоборот, и только тогда отечественные кластеры, как новая форма организации производства, могут оправдать себя. Для этого необходимо максимально развернуть производственный цикл в сторону выпуска и экспорта тканей, готовых швейных изделий. Это верный способ обеспечения прироста добавленной стоимости и ее справедливого (взаимовыгодного) распределения между отдельными участниками кластерной системы, преодоления участившихся среди них спорных моментов.
Серьезным препятствием как на пути увеличения экспортных поставок, так и привлечения иностранных инвестиций становится ситуация с энергоснабжением. По мере возрастания импорта природного газа, цены на который несколько выше цен местной добычи, будут возрастать тарифы на электрическую энергию, а это не что иное, как рост затрат на производство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Поэтому необязательно быть ученым-экономистом, чтобы понять отрицательное влияние данного процесса на конкурентоспособность товаров отечественного производства.
Но из всякого сложного положения обязательно есть выход, и задачей, поставленной Президентом страны как перед экономическим блоком правительства, так и учеными, является поиск оптимальных вариантов решения назревших экономических проблем.
Илхом ВАФАЕВ, экономист.