Восточный модерн Леонида Воронина

Творческий путь художников складывается по-разному. И масштаб у каждого тоже свой, индивидуальный. Если одному художнику достаточно минимального пространства для поля творческой деятельности, то внутренняя потребность другого тянется к большим формам и монументальным творениям, где есть место размаху и полету. Художник Леонид Воронин скорее всего относится к числу вторых.

Леонид появился в Самаркандском художественном Фонде в 1986 году. Он только недавно обзавелся семьей, где оба являлись художниками. За плечами у него были учеба в престижном Ленинградском высшем училище имени Мухиной и служба в армии, после чего он вернулся в родной Самарканд.

Худфонд в те годы являлся главным предприятием широкого профиля, занимавшимся художественным оформлением города и области, переживая лучшие годы своего существования. Заказов на работу поступало довольно много. Коллектив художников из более 100 человек делился на бригады и штат организации был переполнен. Самым многочисленным цехом был оформительский. Помимо него, в худфонде действовали еще живописный, монументальный и скульптурный цеха, а также имелась кузня и витражная мастерская.

Попасть на работу в худфонд считалось престижным, в него брали не всех. Леонид пришел устраиваться в монументальный цех, который соответствовал ему по духу. Полный планов и надежд, он горел желанием творить! После встречи с директором организации Григорием Васильевичем Паком его приняли на работу. Однако все мастерские были заняты, и директор предложил Леониду построить мастерскую самому, прямо в вестибюле здания, пообещав выделить на это стройматериалы. Собравшейся вокруг Леонида бригадой из трех человек в короткие сроки мастерская была построена.

Первый заказ, который поручили молодому специалисту, оказался из числа тех, за который не хотели браться опытные художники. Работа заключалась в том, что для новопостроенной высотной гостиницы «Турист» требовалось оформить сцену банкетного зала. Выбирая сюжет для композиции, Леонид остановился на теме восточного танца, планируя выполнить его в технике керамического панно. По сюжету эскиза женские фигурки юных танцовщиц в динамичном ритме движений красиво заполняли пространство сцены. Эскиз для панно был создан им довольно быстро, но, чтобы исполнить его в материале, пришлось немало потрудиться.

Будучи одновременно и автором, и исполнителем, он, прежде всего, стремился самостоятельно осуществить задуманное. Но дело в том, что работы из керамики вообще сложны в исполнении и, в какой-то мере, непредсказуемы. К тому же здесь нужно знать о тонкостях работы с керамическими изделиями, которого у него еще не было. При этом Леонид осознавал, что работу необходимо сделать на достойном уровне, так как по ней все будут судить о нем, как о художнике и от этого будет зависеть его дальнейшая судьба. А работа стала «сопротивляться» и давать сбои, после чего все приходилось переделывать заново. Специальной печи для обжига керамических изделий в худфонде не имелось, и Леониду пришлось обращаться за помощью в другие организации.

Леонид относился к категории тех творческих людей-новаторов, которые стремились добиваться поставленной цели с помощью собственного таланта и труда. Находясь под влиянием Ленинградской школы и экспериментируя, он решил пойти по пути соединения, казалось бы, трудно совместимых направлений - европейского и азиатского искусств. Попытки соединить модерн и восточный стиль дали в итоге оригинальный результат. В дальнейшем эта творческая находка Воронина становится лейтмотивом в его самаркандском периоде деятельности.

В итоге работа для гостиницы «Турист» была сделана и получила одобрение со стороны маститых художников. Противоборство с материалом увенчалось успехом и молодому специалисту удалось зарекомендовать себя. Леонид пробует себя на следующих объектах, реализуя свой талант в различных техниках, используя все возможные художественные материалы: мозаику, батик и гобелен, витражи, керамику, скульптуру. Несмотря на несколько авантюрный подход к работе - браться каждый раз за новое и неизведанное - у него все получалось. Выручали прекрасная художественная школа за плечами и свойственные молодости упорство и смелость.

Следующий заказ небольшой бригаде Воронина, в которую входил автор этих строк и художник Юрий Косачев, поступил от декана химфака Самаркандского госуниверситета, который решил украсить мозаичным панно фасад своего корпуса. Панно «Космос» должно было находиться на очень видном месте, возле Университетского бульвара. На утвержденном эскизе, с учетом привязки к архитектуре, Леонид задумал сделать композицию, представлявшую собою динамически закрученную композицию из небесного пространства с объемными медальонами планет и звезд.

Весь фон предполагаемой работы должен был быть ультра-синего насыщенного, как ночное небо, цвета. А в ассортименте имеющихся цветов мозаики такого в наличии не оказалось. Пришлось ломать голову, чтобы найти выход. Решили обратиться с письмом к руководству Самаркандского фарфорового завода с просьбой о предоставлении возможности обжига необходимых фарфоровых элементов темно-синего цвета для мозаики. Получив доступ к печам фарфорового завода, бригаде удалось в быстрые сроки обжечь нужный объем материала. Эта мозаичная работа стала в итоге достойным украшением, оживившим собою серый и невыразительный корпус университета.

В перерывах между заказами бригада, как правило, занималась экспериментами. В мастерской стоял небольшой скульптурный станок и рамы с холстами под живопись. Члены бригады пробовали свои силы в живописи, графике и скульптурной лепке. Леонид перепробовал множество вариантов лепки оригинального кувшина, в котором его форма плавно перетекала в образ танцующей женской фигурки. В дальнейшем самые удачные образцы этих экспериментов были воплощены им в одном из заказов.

Следующей его работой становится оформление городского центра обучения детей «Юный техник». И здесь Леонид снова принимает смелое решение – создать роспись большого панно в технике батик, которым в те годы в Самарканде никто не занимался, а этот вид творчества только начинал входить в моду. Вновь преодолев ряд технического рода препятствий, получилась оригинальная творческая работа.

Для городского театра кукол необходимо было оформить интерьер в вестибюле. Вместе с супругой Ольгой вручную выполнили гобелены и декоративную вышивку, которые были вставлены в сделанные под старину, деревянные рамы. После этого поступил заказ на памятник герою – воину-афганцу, который Леонид выполнил в технике скульптуры.

По Ташкентской улице (ныне И. Каримова) им создан целый ряд интереснейших объектов, которые еще помнят жители города. В первую очередь, колоритное панно «Кулол» («Гончар»), выполненное с использованием дерева, керамики и железа. Привлекали всех его фонтаны в виде больших кувшинов с женскими восточными фигурками, а также небольшое керамическое панно «Шелковый путь». Последней работой Леонида в Самарканде стал витраж, выполненный им для здания самаркандского аэропорта…

Леонид Воронин являлся человеком, для которого творчество стояло на первом месте, и этим качеством проникнуты все его работы.

В 1991 году ситуация в стране стала резко меняться, и худфонд перестал получать государственные заказы. Для многих художников наступил тяжелый период. Семья Ворониных приняла решение покинуть Узбекистан и переехать в Россию. На этом самаркандский период деятельности Леонида Воронина завершился, а его творческий потенциал так и не успел раскрыться здесь в полную силу. За короткие пять лет деятельности бригадой этого талантливого и яркого художника было создано немало объектов, украсивших наш город.

Из всего созданного Леонидом в Самарканде, к сожалению, сохранилась лишь малая часть. Хотя направленность его творческих работ была лишена какой бы то ни было идеологической нагрузки и носила чисто художественно-эстетический характер, чьим-то решением они были убраны с поля зрения, как и многие другие, украшавшие наш город объекты.

Покинув родной Самарканд Л. Воронин, не прекратил своей творческой деятельности, продолжая творить как художник-профессионал. Работы в духе времени по художественному оформлению и дизайну особняков и вилл стало для него новой страницей в творческом пути. Хочется отметить, что одной из значительных работ Леонида Воронина стало участие в 2011 году в восстановительно-реставрационных работах на фронтоне Большого Театра в Москве, где ему доверили реставрировать знаменитую скульптурную конную композицию «Квадригу»…

Александр ГАЛАК.