Воспевая вечную красоту…

В XX веке Самарканд обрел особенное значение в культурной и художественной жизни Узбекистана. С 1925 по 1930 годы Самарканд был столицей Узбекской ССР. Этот город и сейчас сохранил статус одного из культурных центров страны. Для многих людей Самарканд ассоциируется с раннесредневековой живописью или средневековой архитектурой эпохи темуридов. Однако весьма значительны роль и место города в творчестве художников XX века.

Известно, что на формирование живописи в стране оказали большое влияние русские художники конца XIX - начала XX века, побывавшие в Узбекистане. Одна из знаковых фигур в истории искусства Узбекистана - Павел Петрович Беньков (1879-1949), основатель узбекского импрессионизма, внесший неоценимый вклад в развитие национальной живописи. П. Беньков был одним из организаторов Самаркандского художественного училища и его ведущим преподавателем. В честь него было названо художественное училище в Ташкенте (ныне Республиканская специализированная художественная школа им. Бенькова).

Такие художники, как 3. Ковалевская, Ю. Елизаров, Р. Темуров, Р. Ахмедов, продолжили традиции П. Бенькова, в их творчестве отразились тенденции «беньковского импрессионизма». Каждый из этих художников - искусный живописец, однако ни один не смог повторить импрессионистскую живопись П. Бенькова. По яркости талант Бенькова сравним лишь с солнцем, а его одаренные ученики подобны звездам на небосклоне искусства.

Среди таких художников, продолживших традиции своего учителя, особое место занимает Рашид Темуров (1912-1991). Как и П. Беньков, он был влюблен в Самарканд, его памятникам и природе посвящено большинство пейзажей художника. Не зря еще при жизни он был назван «певцом Самарканда». Он признавался в любви к этому городу в своих картинах, в беседах о творчестве: «Я люблю Самарканд, его памятники, поля и сады. Особенно нравится Самарканд своими многовековыми памятниками».

Рашид Махмудович Темуров родился в Бухаре в 1912 году. Его отец старался дать образование своим детям. Семья будущего художника жила в квартале ремесленников и занималась ткачеством. Поэтому еще ребенком Рашид вместе с матерью рисовал узоры на тканях. В двадцатые годы один за другим покинули этот мир средний брат, потом отец и мать Рашида Махмудовича. Он остался со старшим братом, который, отучившись в Москве, работал в отделе народного образования в Бухаре.

В 1930 году он отправился в Самарканд для поступления в Самаркандский техникум художественной промышленности на коврово-ткацкое отделение. Первые уроки изобразительной грамоты он получил в техникуме у художника из Украины Вячеслава Константиновича Розвадовского (1875-1943).

В годы обучения Р. Темуров участвовал в выставках с пейзажами-этюдами, увлекался поэзией. После техникума Р. Темуров поступает в Самаркандский государственный университет на филологический факультет. В итоге Р. Темуров по собственному желанию был зачислен в Самаркандское художественное училище на второй курс живописного отделения, где обучался рисунку у Л. Бурэ, а живописи у П. Бенькова и 3. Ковалевской. С тех пор началось его увлечение пейзажами.

В 1930-е годы Р. Темуров уже принимает участие во многих выставках Ташкента и Самарканда. Его ранние пейзажи, к сожалению, не сохранились, дошли лишь упоминания о них в трудах исследователей - современников художника. В 1956 году была издана монография Н. Абдуллаева, где собраны не только важные факты из жизни и творчества художника, но и подробное описание его ранних работ.

Самые ранние произведения Р. Темурова, дошедшие до нас, датированы началом 1950-х годов. К этому времени ему исполнилось 40 лет, за его плечами было уже 20 лет художественного опыта. Зрелый мастер, окончивший студию повышения квалификации художников при Союзе художников Узбекистана, открытую в 1939 году в ташкентском Музее искусств, получивший уроки живописи у художника Варшама Еремяна, обращался к различным жанрам и темам. Он пробовал писать большие картины-пейзажи с индустриальным сюжетом, в результате чего появились такие полотна, как «Строительство Ташкентского канала» (1939), «На строительстве Ташкентского канала» (1940), «Ферганский канал» (1941).

Многие полотна посвящены теме хлопка, ставшей особенно востребованной в военные годы. Если в картинах «Начало сева», «Хлопковое поле» или «Портрет хлопкороба» отражены общенациональные идеи, патриотические чувства Р. Темурова, то в пейзажах «Осень», «Весна» проявляется его лирическое мировосприятие. Местная пресса отмечала «особенности колорита, нежность цветового строя», а также «манеру интимного письма». Возможно тогда Р. Темуров и нашел собственный живописный стиль, близкий к импрессионизму, свободный от суеты современной жизни.

Он часто старался уехать подальше от города, чтобы в горных селениях Ургута или окрестностях Ташкента уединиться на природе. Этюды, выполненные во время этих поездок, объединены в циклы «В горном селении Ургут» и «Самарканд».

С 1950-х годов наступает новый период в творчестве Р. Темурова, ознаменованный более глубоким пониманием действительности и проникновенным чувством к пейзажу. В 1951 году он поступил в ТТХИ им. А. Н. Островского на факультет живописи, но по семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Самарканд, тем не менее, оставаясь верным искусству.

В 1957 году Р. Темуров принял участие во «Всесоюзной юбилейной художественной выставке», посвященной 40-летию Советского государства, представив работы «Колхозное стадо», «На хирмане», «Начало весны» и «Медресе Улугбека весной». Эта выставка ознаменовала «рождение художника тонального пейзажа, пейзажиста настроения», о нем узнали за пределами Узбекистана. Он выступил как представитель школы Бенькова, которая, хоть и опиралась на художественные традиции русской пейзажной живописи, но развивала новаторские тенденции французского импрессионизма.

Через год после участия в московской выставке Р. Темуров написал картины «Площадь Биби-ханум», «Во дворе Биби-ханум», «Весна в Биби-ханум» (1958 г.), которые затем приобрели музеи Ташкента и Самарканда. Комплекс Биби-ханум для художника имел особое значение (это был один из самых любимых памятников Р. Темурова, к которому он обращался в своем творчестве много раз).

В 1960-е годы он создал два триптиха: первый посвящен Самарканду, состоит из картин «Самарканд», «Шахи-зинда» и «Самаркандский театр оперы и балета», второй - «На лодке», «Водохранилище» и «Голуби, вечер».

В 1962 году Р. Темуров совместно с художником Ч. Ахмаровым написал несколько картин для колхозных клубов Хатырчинского района, посетив для этого живописное село Хатырчи, расположенное в 100-120 км от Самарканда. Ярко-красный, оранжевый, изумрудно-зеленый, светло-голубой колорит одежды местного населения, особенно женщин и детей, на фоне охристо-глинобитных домов и цветущей природы создают какую-то специфическую поэтическую картину и необычное настроение.

Итогом совместной творческой деятельности стали картины «Первые дни колхоза, 30-е годы», «Весна», «Самаркандские дети» (1962 г.), в которых живопись принадлежит Р. Темурову, а рисунок Ч. Ахмарову.

В 1968 году Р. Темуров был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Уз ССР. Последующие двадцать лет были очень плодотворными: он пишет картины на излюбленные сюжеты, среди которых панорама гор, лик родного города, архитектурные пейзажи и цветущие сады. Во многих произведениях последних лет Р. Темуров сохраняет и продолжает традицию «беньковского импрессионизма», привнося в свои картины определенно новые цветовые интонации, обогащая их своеобразным звучанием. Такие его произведения, как «Утро в горах Нуроты» (1971 г.), «Голубая лазурь» (1973 г.), «Улица Иттифок» (1975 г.), написаны с использованием более ярких и локальных цветовых соотношений. И если вдохновленный Востоком П. Беньков пасмурному дню всегда предпочитал солнечный пленэр и затененные виноградниками дворы с высокими дувалами, то его ученик Р. Темуров яркому, солнечному, типично «самаркандскому» пленэру, предпочитал жемчужно-перламутровые гаммы и прелесть полутонов несолнечных дней, тоже нередких в этом колоритном городе. Так, в пейзажах «Вечер у памятника» (1971 г.) и «Серый день» (1972 г.) художник обращается к романтике пасмурного дня, используя приглушенные тона.

Р. Темуров оставил богатое художественное наследие: более ста живописных произведений, в основном, пейзажей родного края. Большинство работ, созданных в 1950-1980-х годах, хранится в фондах Самаркандского Государственного музея-заповедника, Государственного музея искусств Узбекистана и Дирекции художественных выставок в Ташкенте.

В настоящее время мастерская Р. Темурова перешла талантливому молодому художнику Нуриддину Исаеву, который вместе со своим поколением помнит и чтит память певца природы Самарканда. Ведь, как верно отметил Ч. Ахмаров, «...его нельзя заставить писать на другие темы и сюжеты. Он родился, чтобы воспевать вечную красоту Самарканда, и этой первой любви он останется верен до конца своей жизни».

Нигора ЯДГАРОВА.

НА СНИМКАХ: портрет Р. Темурова кисти В. Еремяна и работы Р. Темурова.