Горячий музыкальный август

Пока не остыли впечатления от только что прошедшего в Самарканде Международного фестиваля «Шарк тароналари», спешу поделиться ими.

О престиже XIII фестиваля говорит беспрецедентное количество его участников: 80 стран, 400 исполнителей. Фестиваль давно вышел за рамки своего названия. Именно поэтому наш Президент Ш. М. Мирзиёев предложил переименовать его в «Жахон тароналари» («Мелодии Мира» или «Всемирные мелодии»).

Кого только мы не увидели и не услышали на концертах фестиваля! Здесь были представители не только Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии, но музыканты из Африки, Японии, Китая, Франции, Греции, Болгарии, Венгрии, Латвии, Америки, Монголии и др.

Поразили насыщенная программа фестиваля, продуманность всех мероприятий, начиная от встречи гостей, их устройства, своевременного питания, порядка очередности выступления и показа наших исторических достопримечательностей в рамках столь ограниченного времени.

Амфитеатр Регистана не мог вместить всех желающих. Все три дня фестиваля люди стояли за пределами этой площадки, слушая каждое выступление и бурно обсуждая его достоинство. Некоторым повезло окунуться не просто в эту атмосферу, но и быть соучастником, зрителем, побывав как на концертах, так и на международной научно-практической конференции «Музыкальная культура народов Востока. Принципы творческой интеграции в процессе глобализации», проходившей в отеле Hilton.

Помимо волонтеров из Самаркандского государственного института иностранных языков, здесь принимали активное участие музыковеды-педагоги Самаркандской специализированной школы искусств. Они вникали в сообщения, доклады иностранных и отечественных музыковедов. Большая часть докладов была посвящена проблемам наших дней: как сохранить бесценный этнос, традиционное народное творчество в рамках усиленного процесса интеграции новых технологий и поставить его на службу сохранения, а не разрушения и забвения.

 Очень актуально прозвучало сообщение музыковеда из Таджикистана, где была дана сравнительная таблица разных изданий Шашмакома, начиная от редакции В. Успенского, академика Ю. Раджаби и таджикской редакции Беляева. Не менее интересное сообщение было заместителя проректора Института национального эстрадного искусства им. Б. Закирова Ф. Мухаммедовой, осветившее жанры фортепианной миниатюры, ассимилирующие национальные узбекские ритмы эпоса. Каждый участник конференции стремился донести до слушателей процессы и проблемы, существующие в его стране.

Отмечу, что свои истоки фестиваль «Шарк тароналари» берет в 1987 году, когда он еще имел статус международного симпозиума. И я могу смело сравнить нынешний очень высокий уровень XIII фестиваля с предыдущими. К этому добавлю отзывы отдельных его участников, с которыми была возможность пообщаться.

Например, исполнительница на дутаре и одновременно музыковед из университета Santa Cruz (штат Калифорния) Tanya Merchant, побывавшая в Узбекистане в шестой раз, но впервые участвовавшая в фестивале, поразила сообщением, что, родившись на Аляске и проучившись академической игре на гобое в Лондоне, полюбила наш узбекский народный инструмент дутар. Она буквально «подсела» благодаря преподавателю из Узбекистана, выступавшей в Лондоне. В результате Tanya теперь сама организовала в Калифорнии ансамбль дутаристов (около 12 человек), который ежегодно обновляет свой репертуар, благодаря интернету и преподавателям Государственной консерватории Узбекистана. Удивила Tanya Merchant и тем, что свободно владеет узбекским и русским языками, хотя основной английский. В целом, музыкант владеет шестью языками: дома говорят на боснийском, а также немного на греческом и испанском. Будучи профессионально заинтересованным человеком (буквально фанатом), она имеет свою звукозаписывающую технику и не пропустила ни единого выступления артистов в день нашего знакомства.

Не менее поразило выступление «Северного хора» из Архангельска (Россия). Прекрасное трехголосие a’cappella, гетерофония, подголосочная полифония и номер с аккомпанементом аккордеониста и духовика, играющего на жалейках разных типов, в бесподобных костюмах из парчи и натурального речного жемчуга порадовали самаркандцев дважды. Сначала выступив с отдельной программой в областном русском театре драмы, затем в  и более сжатом формате на самом фестивале.

Конечно, физически послушать выступление всех 400 участников фестиваля в сжатые сроки было практически невозможно. Ведь концерты заканчивались далеко за полночь. Но из того, что удалось послушать, оставили не менее яркие впечатления ансамбли из Армении, Таджикистана, Ливии, Мали, Венгрии, Японии и др.

Незабываемым стал шикарный концерт на закрытии фестиваля, где выступали не только наши артисты, но очень красиво играл молдавский жок-артист с гармоничной подтанцовкой артистов узбекского танцевального ансамбля. Никого не оставила безразличным певица из Индии. Ее песня «Джими, Джими», известная по всему миру, буквально подняла всех, зрители вскочили и начали танцевать на местах. Прекрасно прозвучал узбекский хит «Наманганские яблочки» в исполнении японской участницы фестиваля, аккомпанировавшей себе на дутаре.

Но самое главное - все эти выступления чередовались награждениями лауреатов фестиваля. Целую бурю аплодисментов вызвало сообщение о присуждении Гран-при. Его заслуженно вручили бесподобному ансамблю «Севинч» из Азербайджана. И надо отметить, что это единственные артисты из истории фестиваля «Шарк тароналари», занявшие Гран-при во второй раз. Уникальное явление.

«Шарк тароналари» 2024 года уже история Нового Узбекистана. Гости этого «горячего августа» единодушно отмечали, что фестиваль сплотил всех гостей и жителей Узбекистана в единое целое. Они увидели своими глазами, каких небывалых высот достиг Узбекистан за годы независимости, как изменились наша страна, молодежь, которая учится в Оксфорде и Кембридже, завоевывает «золото» на Олимпиаде в Париже, занимая достойное место в мировом сообществе.

Эльвира ЕМЕЛЬЯНОВА,

член международного союза

 композиторов и музыковедов «Турон».