Полноценное гендерное равенство

Необходимо признать, что еще недавно слово «гендер» не приветствовалось в Узбекистане. СМИ старались хранить молчание на этот счет, эксперты избегали дискуссий на эту тему, данная проблема являлась весьма неудобной. Но с 2017 года в Узбекистане в корне изменилось все, что связано со статусом женщин.

Список системных изменений, касающихся гендерных отношений в республике весьма длинный. Поэтому остановимся на важнейших из них.  За последние годы Республика Узбекистан добилась множества положительных результатов в плане улучшения положения женщин. Страна имеет стратегическое видение и системный подход по этой проблеме. В Узбекистане принята Стратегия достижения гендерного равенства на период до 2030 года. В документе определены основные направления государственной политики в сфере поддержки женщин. Стратегия охватывает такие вопросы, как защита прав и интересов женщин, обеспечение и расширение доступа женщин к образованию, устранение гендерного дисбаланса в госорганах, предупреждение насилия и дискриминации в отношении женщин, повышение их экономической активности.

В целях реализации данной Стратегии обновленная Конституция страны дополнена статьей 42, гласящей: “Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять с работы и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием ребенка”. Тем самым расширены возможности трудоустройства и созданы достойные условия труда для женщин. Следует подчеркнуть, что по оценкам Всемирного банка отставание женщин в области занятости и предпринимательства обходится миру примерно в 15% его ВВП. Это означает, что гендерные разрывы влекут за собой реальные убытки для всего сообщества.

За последние годы были предприняты важные меры по улучшению положения женщин в правовом поле, Узбекистан присоединился ко всем основным международным документам, защищающим их от любой дискриминации. На основе международных стандартов усовершенствовано национальное законодательство, властями Узбекистана принято более 40 законодательных актов в сфере защиты прав женщин.

Участие женщин в политических процессах

Известно, что развитие демократического управления обуславливает интеграцию женщин и мужчин в общественно-политические процессы. В Узбекистане предпринимаются все меры, чтобы женщины наравне с мужчинами могли участвовать в процессах преобразований и получать от этого равные выгоды. Одним словом, гендерные вопросы стали неотъемлемой частью политической повестки и находятся под личным контролем Президента. К примеру, в Избирательном кодексе закреплено, что число женщин должно составлять не менее 40 процентов кандидатов в депутаты, или не менее двух из каждых пяти кандидатов. Система квотирования уже позитивно сказывается на устранении гендерного дисбаланса в госорганах.

Так, в настоящее время доля женщин в государственном управлении достигла 35%. В 2017 году эта цифра составляла 27%. Число женщин в национальном парламенте достигло уровня, соответствующего рекомендациям ООН, и составило 32%. Примечательно, что Сенат возглавляет женщина. Страна занимает 37-е место среди 190 стран по этому показателю. К сравнению – 5 лет назад Узбекистан в этом списке находился на 128-месте. В общей сложности на руководящих должностях 2 000 государственных и общественных организаций стоят женщины. Одним из четырех заместителей премьер-министра республики, парламентскими омбудсманами по правам человека и защите прав детей являются женщины.

Доля женщин в политических партиях достигла 47 процентов. Женщины работают министрами, главами администраций (хокимами), менеджерами банков и крупных компаний, руководят правоохранительными органами, управляют субъектами предпринимательства, являются лидерами негосударственных организаций. Сформирован кадровый резерв, состоящий из более 15 тысяч передовых и образованных женщин.

Однако расширение участия женщин на уровне принятия решений – это не только вопрос показателей. Во-первых, равное участие женщин в политической и общественной жизни страны – это проблема прав человека. Во-вторых, существует тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в принятии важных государственных решений. В-третьих, активно участвуя в общественно-политических процессах, у женщины появляется возможность самореализоваться, раскрыть свой потенциал. И наконец, партнерство (а не соревнование) женщин и мужчин во власти является источником более полной представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.

Обладающие современными знаниями, талантом, лидерскими качествами, женщины Узбекистана причислены Президентом к «золотому фонду» народа. За годы независимости 17 женщин удостоены самого высшего звания страны - «Героя Узбекистана». 11 женщин удостоены звания академика – высшей степени в области науки. Тысячи женщин награждены почетными званиями, орденами и медалями государства.

Институциональные реформы

По инициативе Узбекистана в 2020 году был учрежден Диалог женщин-лидеров стран Центральной Азии. В 2022 году в Ташкенте состоялся Женский форум Шанхайской организации сотрудничества. 13 мая 2024 года в Самарканде начал свою работу первый в мировой истории Азиатский форум женщин. Все эти мероприятия послужили эффективной диалоговой площадкой, где обсуждались актуальные проблемы гендерной политики.

Заслуживает особого внимания внедренная недавно новая должность – женская активистка в 9 400 махаллях и совершенно новый механизм работы с женщинами. Такая система не имеет аналогов в мире и целью ее является защита прав и интересов женщин, начиная с нижнего звена, в разрезе домохозяйств. Женская активистка целенаправленно и адресно работает по вопросам развития женского предпринимательства, обеспечения занятости населения, сокращения бедности. В результате на новый уровень выходит работа по изучению и решению проблем женщин на местах. На основе системы «женской» тетради оказывается адресная помощь тысячам женщин. 

«Обучая одну девушку, мы обучаем нацию»

Ставшая сегодня актуальной как никогда, эта истина сформировалась в народе с древних времен. Приняты неотложные меры и введен новый пакет гарантий и льгот государства для получения женщинами образования, для занятий научной и творческой деятельностью.

Ныне более половины студентов, обучающихся в вузах, составляют девушки. Среди молодежи, обучающейся в магистратуре, доля девушек составляет почти 60 процентов. Следует особо отметить, что ежегодно для поступления в вузы женщинам предоставляется не менее 50 процентов целевых квот по точным наукам, технологии и праву. Другими словами, инвестируется техническое обучение женщин, получение ими цифровых навыков. В результате чего, молодые женщины в большинстве своем представлены в традиционно «неженских» сферах обучения. Так, 47 процентов, или почти половину молодежи, обучившейся в рамках проекта «Один миллион программистов», составили девушки.

Предоставленные льготы и возможности для женщин-ученых привели к повышению интереса и увлечения женщин наукой. В результате реформ сферы науки в соответствии с мировыми стандартами женщины достигают больших результатов. Только за последние семь лет 5 247 женщинам присвоены ученые звания докторов наук (DSc) и докторов философии (PhD) в разных направлениях.

О чем говорят эти цифры? Прежде всего о высоком интеллектуальном потенциале женщин, и, конечно же, об условиях и возможностях, созданных для них. Процитируем доклад «Страновая гендерная оценка для Узбекистана», подготовленный Всемирным банком: «Узбекистан показывает относительно хорошие результаты по нескольким критическим параметрам, прежде всего в отношении равного доступа к базовым услугам здравоохранения и образования, что подтверждается высокими показателями страны в глобальном индексе гендерного неравенства. Но успех обещает создать «добродетельный круг» гендерного равенства и экономического роста». Весьма оптимистичная оценка, которая не нуждается в комментариях.

Нигора УМАРОВА,

кандидат политических наук, ответственный сотрудник Агентства развития государственных услуг при Президенте РУз.