Волшебное звучание тара

Продолжая династию дутарсозов, по стопам своего отца - усто Бобомурода - пошли и его сыновья Хайдарбек, Рузимурод и Мухаммадали. Они не просто копируют слепо инструменты, но экспериментируют, внося свои фантазии в украшении резными вставками.

Кроме инструментов, завораживающих людей своим звучанием, они изготавливают их миниатюрные копии, которые так нравятся туристам. Именно здесь, в мастерской, зарубежные гости могут увидеть, как из полена начинает вырисовываться будущий рубаб, тар, дойра или дутар. Послушать же их волшебное звучание можно в хижре медресе Шердор, где у Б. Хайдарова своя лавка. Частыми гостями мастерской являются соседи - жители махалли "Юкори туркман" Самаркандского района.

- Неудивительно, что мы с братьями стали продолжателями дела деда -народного мастера Хамрокула Хайдарова, - говорит Хайдарбек. - Ведь всё наше детство прошло в атмосфере музыки и наблюдении за работой отца. Помню, как он после изготовления дутара или чанга, в течение нескольких дней играл на них "обкатывал". Бывало, что ему не нравилось звучание или рука не ходила по грифу, тогда он или ломал его, или дарил детишкам. Помню, как впервые без помощи отца изготовил дойру, испортив приличный кусок кожи, которую в те времена привозили из Ташкента. Сейчас мы сами закупаем шкуры мелкого рогатого скота и обрабатываем их. Также мы заготавливаем древесину тутовника, грецкого ореха и других пород деревьев, которую выдерживаем в сарае не менее двух лет. Крепкая и твердая древесина ореха идет на изготовление грифов, а тутовника, не теряющего своего звучания даже в зимний период, - на чаши (резонатор). Используемый для украшения перламутр придает инструментам нарядный вид.

Надо отметить, что количество выпускаемых семейной династией Хайдаровых музыкальных инструментов с каждым годом увеличивается. Наряду с рубабом, гижжаком и танбуром, в мастерской изготавливают также най, афганский рубаб, турецкий саз, всего более двадцати пяти видов инструментов.

Шухрат ХУСЕЙН.

 Фото автора.