Внешний долг: размышления об эффективном использовании и обслуживании

В марте текущего года сенатор К. Рафиков в газете "Народное слово" опубликовал обширную статью, в которой в достаточно популярной форме изложена сущность внешнего долга и сделана попытка обосновать правильность подхода нашей страны к внешним заимствованиям. Напомним, что в прежнем Узбекистане этим делом сильно не увлекались, масштабы были совсем иные.

Мною были изучены доводы автора, который неоднократно повторяет, что он не экономист, а политолог. А заставило его пойти на раскрытие столь непростой темы то беспокойство, которое охватило наших граждан по поводу нарастания внешнего долга, обязательств по его обслуживанию. Он пишет, что по данной проблематике посоветовался с группой известных экономистов страны.

Начнем свои суждения снизу, то есть с того, что не пользуются внешними заимствованиями только самые слабые, неуверенные в своих возможностях предприниматели, кто не понимает сути крылатого выражения "Кто не рискует, тот не пьет шампанское". Вопрос в другом: насколько эффективно в своей предпринимательской деятельности государство?

Частные предприниматели, как производители материальных благ, ясно понимают, что рискуют они своей собственностью и в случае неудачного использования кредита могут обанкротиться, потерять даже то, что накапливали годами самоотверженного труда. В отличие от них, риск государства носит эфемерный, неопределенный характер. С другой стороны, государство - это орган управления, выражающий волеизъявление народа, призванный обеспечить его экономическую, оборонную и иные виды безопасности.

Теперь к конкретным цифрам. В 2018 году государственный долг Узбекистана составлял менее 10 миллиардов долларов, а по итогам 2021 года он вырос до 26,3 миллиарда долларов. Его резкий взлет начался в 2019 году, как результат проявления первых признаков политики открытости к внешнему миру. Добавим, что понятие внешнего долга несколько шире государственного. Для этого к государственному долгу нужно добавить долг частных корпораций, который на сегодняшний день превышает 15 миллиардов долларов. Закредитованность бизнеса, как результат неграмотного, поверхностного технико-экономического обоснования инвестиционных проектов, также может тяжелым бременем лечь на плечи простых налогоплательщиков, но в данном случае разговор о внешних заимствованиях со стороны государства.

И частные предприниматели, и рядовые граждане прежде, чем обратиться за кредитом, понимают, чем они рискуют, - кредит нужно возвращать, причем в строго определенные сроки, да и с процентами. Безусловно, так же рассуждают компетентные государственные органы, но весь вопрос в степени компетентности тех, кому поручается обоснование той или иной порции внешнего заимствования.

Когда государственный долг был равен 10 млрд. долларов, проценты по кредитам составляли 200 миллионов долларов, а когда они возросли в 2,5 раза, то соответственно возросли и проценты, достигнув 500 миллионов долларов. Так как кредиты имеют долгосрочный льготный период, то по завершении очередного года также нарастает сумма возврата основного долга. Поэтому не стоит удивляться тому, что на обслуживание внешнего долга в 2021 году израсходовано более двух миллиардов долларов.

Возникает резонный вопрос: как сделать так, чтобы процесс обслуживания внешнего долга сделать менее болезненным как для государственного бюджета, так и для населения?

 Сейчас картина такова. Государство направляет только часть привлекаемых со стороны финансов в виде инвестиций в основном капитал. Значительная их доля направляется на решение накопившихся социальных проблем, развитие инфраструктурных объектов, а это приводит к недополучению добавленной стоимости, необходимой для покрытия процентов за кредит. Какой результат мы будем иметь в таком случае? Добавленная стоимость будет снижаться и станет недостаточной для покрытия процентов за кредит. Все специалисты едины во мнении, что внешний долг не ограничен определенными нормами, практика развитых и развивающихся стран показывает, что он может в несколько раз превышать объемы ВВП. Единственным критерием является его эффективное использование, то есть получаемая отдача должна покрывать проценты за кредит. В противном случае долг придется покрывать за счет привлечения новых долгов.

Приведем несколько примеров, которые могут проявить свет на эффективность внешних заимствований. Недавно запущенный завод по производству жидкого топлива обошелся в 3,4 миллиарда долларов. Из-за необеспеченности сырьем он сегодня работает в половину производственной мощности. В экономике есть такое понятие как "точка безубыточности". Инвестор может получить хоть какую-то прибыль, если использует мощности на 75-80 процентов и выше. Сегодня завод вместо предусмотренных 12 миллионов кубометров природного газа, ежесуточно получает только половину. Изменится ли ситуация в ближайшее время, под большим вопросом, так как зима только наступила. Проблема в том, что, вкладывая средства на строительство данного объекта, забыли вложить средства на рост добычи необходимого сырья. По словам представителя компании "Узбекнефтегаз", в эти дни ежесуточная добыча газа составляет 90 млн. кубических метров, в годовом исчислении это равно 35 млрд. кубометров. Для сравнения в 2018 году добыча газа составила более 60 млрд. кубометров…

 Другой пример. Пять лет назад Узбекистан импортировал около миллиона тонн цемента, в этом году цифра достигла двух миллионов тонн, хотя за этот период на развитие отрасли из-за рубежа привлечены сотни миллионов долларов. Здесь злую шутку играет свободная конвертация национальной валюты. В соседних странах тонна цемента стоит 400 долларов, а отечественный выставляется на биржу по 500 и более долларов. Изначально было понятно, что отрасль как была, так и останется неконкурентоспособной по той простой причине, что данное производство отличается высокой энергоемкостью, а энергия у нас намного дороже, чем у соседей. Понятно, что строителям выгоднее импортировать, чем покупать отечественную продукцию.

Еще. Под гарантию правительства получены многомиллионные кредиты на развитие нетрадиционных форм производства электроэнергии. В то же время складывающаяся еще до наступления холодов ситуация с энергоснабжением заставляет сомневаться в обоснованности заявления замминистра Ш. Ходжаева о ежегодном семипроцентном приросте выработки электроэнергии. 

В качестве заключения. Надо попробовать разобраться в причинах того, почему Старый Узбекистан избегал крупных внешних заимствований, хотя сказать, что тогда весь накопленный страной научно-технический потенциал был направлен на выявление внутренних резервов, тоже не можем. Объективности в расчете ВВП, который служит критерием для определения предельного размера внешнего долга, не было тогда, нет и сейчас. Дело в другом.

Думаю, мало у кого возникает сомнение в том, что поиск путей достижения эффективных результатов от внешних заимствований является самой актуальной задачей сегодняшних дней. Нельзя допустить, чтобы с каждым годом нарастающее бремя внешнего долга привело к дестабилизации социально-экономического положения страны, к ослаблению ее позиций на международной арене, а самое главное - к ухудшению условий жизни населения.

Граждане страны, у которых только начала зарождаться вера к изменениям к лучшему, вправе ожидать их от нового, 2023 года. Чтобы эти результаты были ощутимее, реформы целесообразно осуществлять на основе метода исключения, согласно которому, группа отдельно взятых и взаимосвязанных задач доводится до логического конца и только после этого браться за решение другой группы задач. Эффективность внешних заимствований можно сделать более наглядной, если придерживаться указанного метода управления.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.

Кстати

На днях Всемирный банк одобрил выделение Узбекистану средств для поддержки стратегических реформ, направленных на построение инклюзивной экономики, ориентированной на частный сектор, развитие рыночных институтов и обеспечение равных возможностей для граждан для пользования благами экономического роста.

Поддержка будет предоставлена в виде финансового пакета, в который включены льготные кредиты на сумму 470 млн. долларов и кредиты с низкой процентной ставкой на сумму 480 млн. долларов (эти средства будут предоставлены кредитными организациями в составе ВБ - Международной ассоциацией развития (МАР) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). МАР предоставит три кредита, МБРР - один заем с низкими процентными ставками на сроки от 12 до 34 лет).

Финансирование, предоставляемое в рамках операции, поддержит такие реформы и меры, осуществляемые правительством, как:

разработку и реализацию новой Национальной стратегии социальной защиты населения для повышения эффективности системы социальной поддержки граждан, включая бедные и уязвимые семьи;

расширение выплат государством пособий по беременности и родам («декретные») женщинам, работающим в частном секторе, с целью уменьшения рисков их дискриминации на рабочих местах.

увеличение количества небанковских кредитных организаций на рынке финансовых услуг и повышение качества их обслуживания с целью расширения доступа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования;

разработку нового законодательства в области приватизации государственных предприятий, развития конкуренции, а также регулирования процедур неплатежеспособности юридических и физических лиц с целью улучшения деловой среды и условий для развития частного сектора;

расширение участия частного сектора на рынке мобильной телекоммуникационной связи с целью создания конкурентной среды для всех игроков отрасли;

повышение надзора за финансовой деятельностью государственных предприятий и улучшение их финансовой дисциплины.