Вымрет ли профессия журналиста?
Недавнее исследование Института изучения журналистики Reuters (Reuters Institute) при Оксфордском университете о развитии медиа отрасли в 2023 году показало, что люди в мире перестают интересоваться новостями. Только 48 процентов опрошенных в 46 странах респондентов существенно нуждаются в новостном продукте. В 2017 году этот показатель составлял 63 процента. Цифры для работников средств массовой информации просто шокирующие, ведь это означает снижение спроса на производимый ими контент, а значит, маячит перспектива невостребованности большей части инфопродукта и вымирание профессии журналиста. Насколько это обоснованный вывод?
В День работников печати и средств массовой информации можно позволить себе поразмышлять на профессиональную тему, обозначив нюансы сферы, ее плюсы и минусы.
В первую очередь, следует отметить, что у любого вида СМИ имеются три основные функции: информационно-новостная, развлекательная и образовательная. До недавнего времени целью СМИ было снабжение населения новостями, при этом донесение «горячей» информации в массы должно отвечать критериям объективности, достоверности, оперативности и доступности для восприятия. И здесь возможна градация приоритетов в зависимости от вида СМИ.
В этом плане самой оперативной и доступной формой подачи является короткая новость в Телеграм-мессенджере, которым в нашей стране, по данным статистики, пользуются свыше 18 миллионов человек. Однако здесь могут страдать объективность и достоверность, так как любую новость в Интернете можно удалить, изменить данные и просто опровергнуть. Тем не менее, хотя телевизор имеется почти в каждой семье, но сегодня население предпочитает находить новостной контент в соцсетях, куда он может попасть, в том числе, из печатных изданий и телевидения, имеющих собственные сайты и каналы.
Помимо Телеграма, немало пользователей из Узбекистана в «Одноклассниках» - 16,7 млн., Facebook (Meta) - 5,6 млн., «Инстаграме» - 4,5 млн., «В контакте» - 2,6 млн., LinkedIn - 432 тыс. и «Твиттере» - 51,6 тыс. человек. Данные площадки и информируют, и развлекают. При этом анализ подтверждает, что большинство пользователей социальных сетей составляют молодые люди, старшее поколение выбирает телевизор, радио и прессу – проверенные источники информации, в которых они уверены. И это неспроста.
В печатном издании, которое порой приравнивают к историческому документу, слово топором, то есть нажатием пальцем по клавиатуре, не вырубишь. Газеты, пусть теперь и со скромным тиражом, разлетаются по подписчикам, библиотекам и архивам, - уничтожить бумажные свидетельства сказано-напечатанного весьма сложно. Бывали попытки уничтожения тиража из-за вышедшей ошибки или бракованной фотографии, но делалось это прямо в типографии, никак не после того, как газеты доставлялись по адресату.
Каждое из перечисленных выше СМИ имеет свои особенности, сильные и слабые стороны. Специфика печати, кроме того, что выражает свое содержание через слово, заключена в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов, выполняя тем самым образовательную функцию. Сам процесс чтения предполагает высокую степень подготовки мышления, интеллектуальное напряжение, что доступно не всем: увы, думать в наш изобильный и скоростной век любят и могут не все. Еще пару плюсов прессы – отсутствие надоедливой рекламы и возможность в любое время вернуться к тексту статьи. Среди минусов – почти нулевая оперативность, а если информация подана с казенными штампами, то страдает и доступность восприятия.
Радио с приличной аудиторией автослушателей не сдает своих позиций. Его преимущества связаны с доступностью и практически безграничным распространением, а также технической простотой и дешевизной производственного процесса. Воздействуя на слух, живой голос щебечущих радиоведущих, шумы и музыка обладают высоким потенциалом доверия и образности. Однако в нашей стране радиопередачи, в основном, несут сухую новостную или развлекательную нагрузку, ожидать серьезные, аналитические вещи здесь не приходится. В то же время образовательный потенциал радио очень велик.
Телевидение, перейдя кое-где в онлайн-вещание, сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра, а потому способно выполнять все три функции. Синтезированный видеоряд сильно воздействует на человека, вызывая полное жизнеподобие транслируемых картин и доверие. Этим когнитивным свойством мозга, воспринимающим сначала картинку, а потом слово, увы, пользуются мастера манипулирования сознанием людей, порой намеренно создавая атмосферу напряженности или безмятежности. Все мы знаем, что новости на гостелевидении нередко называют «новостями из рая». И наоборот – сгущением красок с тревожной фоновой музыкой страдают видеосюжеты ютуб-блогеров. Поэтому говорить об объективности содержания в отношении телесюжета всегда сложно.
А теперь вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок, – вымрет ли профессия журналиста из-за резкого спада интереса населения планеты к новостному контенту? Из исследования Института изучения журналистики Reuters ясно, что люди не перестали читать новости вообще, они стали меньше интересоваться новостями о важных событиях дня с точки зрения редакции изданий и больше заинтересованы в позитивной журналистике или журналистике решений. Что это значит?
Нашу эпоху прозвали «Информационным веком» из-за огромного потока разнообразного информационного контента. Как посчитали исследователи, за пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. Вся она доступна!
«Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания... Человечество может себя прокормить, но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком», — вопрошает советский, российский и американский философ, филолог, культуролог, литературовед М. Н. Эпштейн в своей книге "Информационный взрыв и травма постмодерна".
Ученые приходят к выводу, что современное человечество просто перегружено разного рода информацией, отсюда порой причина отсутствия адекватной ответной реакции у людей и психологических стрессов. Население планеты просто не справляется с таким разнородным инфопотоком из соцсетей и телевидения, включая рекламный, оно начинает дезориентироваться во взглядах и мнениях, которые зачастую противоположны по сути и форме, становится агрессивным. И в качестве самозащиты своей нервной системы люди просто отказываются потреблять такое количество негативных новостей, выбирая платформы с действительно нужной для их повседневной жизни информацией или развлечениями. Словом, речь идет не о вымирании профессии журналиста как таковой, а о смене приоритетов потребителя информационного продукта. В этом плане, думаю, что именно печатное издание с хорошо разработанной редакционной политикой и профессиональным коллективом журналистов, осознающих всю ответственность за Слово, может стать по-настоящему надежным путеводителем образованного человека в инфопотоке.
В заключение отмечу, что пресса всегда была и остается лицом общества, его зеркалом, летописцем. Последние годы для всей медиасферы нашей страны всё меньше запретных тем. Свобода слова сегодня не просто фигура речи, хотя и отсутствует механизм защиты журналистской деятельности, а на местах остались отдельные административные барьеры в виде отписок госорганов на запросы журналистов и слабого реагирования на критические выступления в СМИ. Тем не менее в этом направлении идут позитивные изменения. Как писал главный редактор газет "Халк сузи" и "Народное слово" Уткир Рахмат, пресса еще в силе выполнять свои функции, то есть поднимать актуальные темы общества, повышать социальное и политическое сознание людей, их гражданскую активность. И в этом аспекте, когда мы говорим о прессе, безусловно, подразумеваем работу журналистов – честных, с широким кругозором, ответственных, осознающих свою важную миссию в деле формирования здорового гражданского общества…
Анастасия ПАВЛЕНКО.