Вместо угля – песок

В настоящее время во многих районах области идет кампания по раздаче черного «золота» населению, которая реализуется через сходы граждан. Для этого, согласно плану, АО «Узбеккумир» с Ангренского угольного разреза доставляет свою продукцию по железной дороге и размещает на региональных складах. В текущем сезоне планируется поставить населению области не менее 149,5 тысячи тонн угля, из которых в настоящее время через сходы граждан реализовано порядка 4 044 тонн.

- Цена на уголь, реализуемый населению, не меняется уже два года, - говорит начальник центрального угольного склада «Самарканд» Бобошер Каршиев. – На сегодняшний день один килограмм стоит 309,8 сума. Списки нуждающихся семей с количеством членов от каждого МСГ были переданы районным администрациям, на основании чего выделяется уголь.

Как говорит Б. Каршиев, были приняты необходимые меры по доставке угля населению и адресному распределению на региональных складах филиала. Для этого задействовано около 20 единиц различной грузовой техники. Назначены ответственные по проведению данных мероприятий, которые утверждают, что в этом отопительном сезоне проблем с поставками угля населению не будет.

Однако, побывав на местах, можно убедиться, что их высказывания не соответствуют действительности. Так, совершенно неудовлетворительная ситуация на складе раздачи угля в центре Джамбайского района, а «хромающая» во многих регионах доставка угля вызывает серьезное недовольство получателей.

Вернемся в Джамбайский район. Здесь, во-первых, не позаботились о дороге, ведущей к складу, на которой гравий не уложен как положено, а просто разбросан.

Во-вторых, хотя на угольном складе есть весы, на которых грузовики должны взвешиваться дважды - до и после погрузки угля, но по неизвестной причине эти весы не используются, взвешивание происходит на заброшенной территории склада, куда нет доступа посторонним. Когда я попросил прокомментировать эту ситуацию у тех, кто отвечает за эту процедуру, они отказались отвечать на мои вопросы, в том числе назвать имя руководителя организации. Отмечу, что за каждую тонну угля получатель здесь платит 310 тысяч сумов.

С погрузкой и доставкой угля дело также обстояло не лучшим образом. Водитель автомобиля марки «ЗиЛ-130», представившийся Шерзодом, расспросил нас о том, сколько угля мы хотим загрузить и куда его везти. Получив от нас обстоятельный ответ, а также чек, выданный председателем схода граждан “Наймантепа”, он посоветовал нам дать определенную сумму водителю погрузчика, иначе нормального угля нам не видать, загрузит «мусор».

Мы отказались и продолжили наблюдать за дальнейшим ходом развития ситуации. Наш водитель на самосвале, минуя ворота, заехал внутрь склада. Мы, как положено покупателям, попытались пройти за ним, но встретили отчаянное сопротивление охраны.

- Вход внутрь склада посторонним лицам запрещен, приказ начальства – чужих людей на территорию не пускать, - сказал мужчина, представившись сторожем.

Спустя некоторое время, подъехала наша машина, уже груженная углем. К сожалению, Шерзод оказался прав, действительно машина была загружена не углем, а угольным грунтом-песком. Мы решили пойти дальше и выяснить  причину столь низкого качества угля.

- Это все, что есть на складе, другого топлива здесь нет, - с раздражением сказал один из них.

В том, что его слова не соответствовали действительности, мы убедились, осмотрев машину, следующую за нашей, которая была загружена качественным углем. Видимо, хозяин получаемого груза этой машины послушал совета опытного в таких делах водителя.

– Нам не предоставлено такого права, как проверка качества получаемого угля, мы только даем соответствующее разрешение на его получение, - сказал председатель МСГ “Наймантепа” Алишер Очилов.

По информации регионального филиала ООО "Кумиртаминот", в июле-августе текущего года на объекты социальной сферы было поставлено необходимое количество угля. В частности, в образовательные учреждения областного управления дошкольного и школьного образования доставлено 52 577 тонн угольной продукции, в учреждения здравоохранения - 6 310 тонн, в дома культуры - 930 тонн. Но о качестве угля, конечно, знают только руководители этих соцобъектов.

– Мы уже привыкли к данной ситуации, - говорит директор общеобразовательной школы №11 Джамбайского района Кундузхон Хабибуллаева. – Поэтому установили вентилятор внутри каждой котельной, он способствует быстрому возгоранию так называемого угля, который до закладки в печь «обрабатываем» водой.

Для обеспечения жителей нашей области углем в осенне-зимний сезон текущего года открыты восемь угольных складов в Джамбайском, Булунгурском, Самаркандском, Пастдаргомском, Нарпайском, Тайлякском, Пахтачийском, Каттакурганском районах. В  Кошрабадском и Ургутском районах были созданы две торговые точки. Жители Пайарыкского, Акдарьинского, Нурабадского и Иштыханского районов, где нет угольных складов, должны покупать уголь в региональных филиалах в городе Самарканде и соседних районах.

Однако из-за низкого качества твердого топлива в складах ООО “Кумиртаъминот” большинство людей покупают уголь на местных дехканских рынках у предпринимателей.

– За каждый мешок угля я платил по 15 тысяч сумов, - говорит житель схода граждан «Маниобод» Пайарыкского района Олим Темиров. – В складе, кроме оплаты за твердое топливо, приходится давать за «услуги» водителю погрузчика, шоферу и т.д. А здесь все просто и быстро. Даже продавцы сами доставляют уголь за свой счет. Правда, это обойдется нам в десять раз дороже, чем на складе, но зато за качество этого угля можно быть спокойным.

Ситуация с углем, его качеством и доставкой повторяется из года в год, но, похоже, кардинально решать проблему соответствующие органы не спешат...

Ёрмамат РУСТАМОВ.