Вклад самаркандских художников в Великую Победу

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но наш рассказ противоречит этому высказыванию. Перед войной Самарканд жил спокойной и мирной жизнью. Больше года в планах самаркандских художников была подготовка к торжественному юбилею известного поэта и гуманиста Алишера Навои, который должен был пройти в 1941 году в Ташкенте. Но начавшаяся Великая Отечественная война внезапно вторглась в мирные планы страны. 

События культурно-художественной жизни Самарканда с 1941 по 1945 годы являются особыми во многих отношениях.  В этот короткий временной период город в силу сложившихся обстоятельств становится центром напряженной культурно-художественной деятельности. К июню 1941 года в Самаркандском Союзе художников числилось 20 человек. Уже на следующий день после известной речи Молотова к народу о нападении фашистской Германии на Советский Союз в Самаркандском Союзе художников состоялось экстренное собрание, где было принято решение о немедленном начале агитационно-художественной работы.

С началом войны немало сынов Самарканда ушло на фронт, в их рядах были и художники. Ушел на войну и директор Самаркандского изобразительного училища, и некоторые из его выпускников. А для тех, кто остался в Самарканде, творчество стало орудием борьбы с врагом за Родину. Еще до прибытия эвакуированных местные художники переключились на военную тематику, трудясь с полной отдачей, творя в разных жанрах и стараясь таким образом проявить свое участие в войне.

Из России и Украины в Среднюю Азию и, в частности, в Самарканд были эвакуированы различные предприятия и учебные заведения. О масштабах происходящего говорит тот факт, что население города в годы войны увеличилось в два раза. Самарканд принял всех, хотя разместить такое количество людей, нуждавшихся в пропитании, работе и крове было делом непростым.

В числе эвакуированных был и целый ряд центральных художественных вузов страны и отдельных художников. В сентябре 1941 года прибыли Ленинградский и Киевский художественные институты, Московский художественный институт и Государственный институт декоративно-прикладного искусства, которые разместили в старинных медресе Шер-Дор и Тилля-Кари на Регистане. Профессорский состав и студенты продолжили учебный процесс в Самарканде и защищали дипломные работы. В 1942 году из блокадного Ленинграда приехала знаменитая Академия Художеств.

В состав правления Самаркандского Союза художников, помимо Г. Никитина, П. Бенькова и З. Ковалевской, вошли приезжие мастера: профессора С. Герасимов, Д. Моор и В. Фаворский. Новому расширенному Правлению пришлось, прежде всего, решать вопросы по бытовому устройству художников и сплочению нового коллектива для предстоящей совместной работы. К ноябрю 1943 года состав Самаркандского Союза художников состоял уже из 193 художников, он стал самым крупным творческим коллективом в Средней Азии.

В Самаркандском архиве сохранился интересный документ, в котором директор Самаркандского Союза художников Г. Никитин обращается к директору Самаркандского изо-училища с просьбой использовать для преподавательской работы профессора Роберта Фалька, являющегося одним из крупнейших представителей советского искусства и имеющего большой преподавательский стаж. "В силу сложившихся обстоятельств профессор Роберт Фальк сейчас особенно остро нуждается в работе, которая явилась бы для него не только поддержкой материальною, но и моральною, на что мы обращаем особое Ваше внимание. Нам кажется, что практическая поддержка в данной обстановке таких работников советской культуры, как Р. Фальк, является нашей безусловной нравственной обязанностью, тем более, что сам профессор Р. Фальк в силу своей скромности не может обойтись без заботы и помощи нашей художественной общественности". Как известно вскоре Р. Р. Фальк стал преподавать в Самаркандском изо-училище.

Творческие замыслы всех художников, собравшихся в Самарканде, теперь были подчинены одной общей цели - показать героику фронта и тыла. Этот период в истории художественной жизни Самарканда XX столетия становится самым плодотворным. Работая над своими произведениями, художники бурно обсуждали их и много спорили на общих собраниях. Более двадцати самаркандских художников готовились сразу к трем крупным выставкам: к 25-годовщине Октября, к выставке "Великая Отечественная война", где С. Герасимов собирался представить свое полотно "Мать партизана", П. Беньков готовил картину "Последние известия", Л. Буре работал над картиной "Клянемся отомстить", а З. Ковалевская писала картину "Вернись с победой". Кроме этого П. Покаржевский разрабатывал тему "Колхозники Узбекистана передают подарок Красной Армии - боевых коней", а профессор плакатист Д. Моор собирался выставить серию плакатов карикатур. Вместе с группой товарищей-художников Д. Моор выпустил за время пребывания в Самарканде более 70 плакатов на оборонную тему. В агитационной мастерской города от Союза художников Узбекистана трудились сразу две бригады художников, возглавляемые Л. Буре и Т. Аветовым, и к этой деятельности были еще привлечены самаркандские поэты и писатели.

Количество состоявшихся в военные годы выставок трудно поддается точному описанию. Картины художников экспонировались в госпиталях и военных частях, в музеях и  колхозах, а также вывозились в Ташкент и Москву. К 25-летию Красной Армии была открыта большая выставка в самаркандском Доме Красной Армии, где было выставлено более 250 работ, отражавших с полнотой творческий потенциал 90 художников, находящихся в городе.

Через полтора года своего пребывания в Самарканде один из крупнейших художников страны и известнейший график - профессор В. Фаворский выставил серию своих работ в Самаркандском областном музее. Этот факт был причислен к культурным событиям всероссийского масштаба.

Но самой крупной экспозицией этого периода в Самарканде была большая зимняя выставка, посвященная 20-летию Узбекистана, составленная из работ, написанных в дни войны как местными, так и иногородними художниками. На этой выставке было представлено 424 произведения маститых и молодых художников. Летом 1944 года в здании Самаркандского музея состоялась выставка, посвященная 3-ей годовщине Отечественной войны.

Каждый из художников во время войны особенно остро чувствовал и переживал происходящие события и искал подход к выражению глубоко духовных и ясных идей в своих произведениях. Эти обстоятельства способствовали общему творческому росту самаркандских живописцев.

Мастера кисти с честью выполнили свой долг перед Родиной. Активная и плодотворная работа в годы войны способствовала укреплению сил и веры в победу. Естественное стремление каждого художника-патриота отразить в своих произведениях высокий душевный подъем и глубину переживаний, которые охватили весь народ, поставили на первое место не холодные и формальные переживания, а настоящие ценности. И хотя художники находились далеко от фронта, это не помешало им быть соучастниками военных событий, а патриотизм и призыв к борьбе за Родину были в их творчестве главными, и муза живописи звучала с особой силой и накалом.

Александр ГАЛАК,

художник,

Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА,

главный архивист

Самаркандского ОГА.