Выживет ли современный мир без гуманитарных наук?

Гуманитарные, или общественные, науки, изучают человека и человеческое общество. Именно поэтому они очень важны. Общество, не знающее и не понимающее себя, становится беззащитной жертвой самых разнообразных кризисов. Технический прогресс не только не способен справиться с ними, но часто еще и усугубляет их. Любые реформы в обществе, проводимые без знания истории, социологии, экономики, политологии и т.д., напоминают соединение наугад проводков внутри сложного прибора. Собственно, примеров тому мы за последние десятилетия наблюдали очень много и продолжаем наблюдать (пандемия – этому яркий пример).

В наше время, когда торжествуют идеи рыночного материализма, когда значение гуманитарных дисциплин в сознании современной «политической элиты» и большей части населения несомненно упало, иные чиновники от науки и публицисты начинают задаваться вопросам выживут ли гуманитарные науки в современном мире? Между тем, правильнее было бы поставить вопрос следующим образом: сможет ли современный мир выжить без гуманитарных наук?

Гуманитарные дисциплины совершенно необходимы для адекватного понимания и здорового развития как современного человека так и общества в целом. Основное их предназначение - формирование полноценного нравственного и культурного человека, творца, способного принимать нестандартные решения в социальной сфере. Функции гуманитарных дисциплин в корне отличаются от функций, присущих естественным наукам. Математика, физика, химия, основанные на них нанотехнологии и т.д., в принципе не могут сформировать такие человеческие качества, как правовое сознание, нравственность, трудовую этику и т.д. Точно так же гуманитарные науки не направлены на непосредственное извлечение выгоды или приумножение материальных благ. Однако именно они могут указать на негативные последствия научно-технического прогресса, глубинные причины социальной и антропологической деградации современного общества, назревающей глобальной экологической катастрофы и т.д.

Почему же представление о «несерьезности» гуманитарных наук является настолько живучим? На то есть несколько причин.

  1. В гуманитарных науках гораздо меньше четко сформулированных правил, законов и теорем. Это правда, и это во многом объясняется тем, что предмет общественных наук намного более сложен. В истории, например, поиски неких универсальных законов неоднократно упирались в необходимость учесть слишком много самых различных факторов, влияющих на события и процессы.
  2. Практическое воплощение естественных наук является гораздо более осязаемым. Вот передо мной стоит компьютер - понятный и неоспоримый результат технического прогресса. Гуманитариям трудно похвастаться чем-то подобным. Если же упомянуть такие вещи, как правовая или налоговая система, можно услышать, что они возникли сами по себе, в результате длительной эволюции, являлись детищем политиков, а не ученых, и далеки от совершенства.
  3. Гуманитарные науки более подвержены вмешательству со стороны политической элиты. Часто приходится слышать высказывания типа "Зачем нужна история, если ее каждый раз переписывают?" На самом деле, если бы история была не нужна и не важна, ее никто бы даже и не подумал переписать. Регулярное вмешательство политиков в сферу общественных наук как раз и показывает высокую актуальность и значимость последних для современного общества.
  4. В современных условиях глобализация предлагает новую историческую перспективу: национальные государства становятся достоянием истории, общественная жизнь сводится к рынку. Поэтому все социальные науки подпадают под рыночную экономику и оказываются ограниченными по своей сути.

Что надо делать для сохранения роли и значения социально-гуманитарных дисциплин?

В первую очередь, надо учитывать глобализационные процессы, которые несут не только созидание, но и разрушение, особенно духовной культуры: экстремизм, терроризм, падение нравов, утрата национальной идентичности… Бороться со всем этим можно только опираясь на социально-гуманитарные науки.

Во-вторых, преподаватели вузов, которые ведут занятия по социально-гуманитарным дисциплинам, должны владеть не только методиками преподавания, но и глубоко знать теорию. Сегодня молодежь намного «продвинутее» (в силу информатизации), чем педагоги. Учет этих сторон глобализации важен при преподнесении материала.

В-третьих, не надо забывать о традициях образования культуры в условиях глобализации: образование и воспитание должны шагать вместе. Иначе мы потеряем свою молодежь. А традиций, оставленных нашими предками, великое множество. Выдающиеся ученые восточного Возрождения (аль Фараби, аль Бухари, аль Хорезми, Ибн Сино и др.) были знатоками не только в своей узкой профессии – математике, физике, астрономии, географии и т.д., они также прекрасно знали языки, философию, историю, музыку, искусство и т.д. Аль Фараби, разработавший науку о культуре «илм -аль- мадания», предложил читать этот предмет во всех медресе того времени как обязательный. Начиная с X века и вплоть до XX века этот предмет читали в восточных медресе.

Наконец, социально-гуманитарные науки должны носить не только объяснительный характер. Они должны выполнять прогнозирующую функцию, так как в современных условиях без рациональности жить невозможно.

Бессмысленно рассуждать, какой орган жизненно необходим для человека, мозг или сердце. Столь же абсурдно пытаться объявлять «более приоритетными» либо естественные, либо гуманитарные дисциплины. Они в одинаковой мере необходимы в современном обществе. Однако совершенно очевидно, что сообщество гуманитариев должно оцениваться, как и естественники, по четким критериям.

Предпочтение - статусное, финансовое и т. д. - должно отдаваться тем ученым, которые имеют публикации в ведущих гуманитарных российских и зарубежных реферативных журналах, наибольшими рейтингами в электронной библиотеке e-library, плотно входят в грантовую систему, владеют компьютерными технологиями и в совершенстве знают иностранные языки. Ставка в научной политике на эту категорию исследователей позволит серьезно оздоровить ситуацию в гуманитарной науке Узбекистана, вывести ее развитие на мировой уровень, восстановить традиции национальной мысли с ее былыми высочайшими достижениями в области истории, философии и литературы.

Джамиля ВАФАЕВА,

кандидат философских наук,

доцент СамГУ.