Витязь на распутье: туризм или агропромышленный комплекс?

Кто-то считает, что таким направлением является туризм, но автор этих строк больше склоняется к агропромышленному комплексу.

Анализ хода социально-экономических преобразований в Узбекистане, начавшихся осенью 2016 года, показывает, что в результате мирового финансово-экономического кризиса в экономике страны возник ряд сложнейших диспропорций, без преодоления которых невозможно дальнейшее ускорение социально-экономического развития. Наряду с решением других проблем, результативность реформ в немалой степени зависит от повышения эффективности производства энергетических ресурсов.

То, что правительство придаёт развитию отрасли приоритетное значение, подтверждают привлекаемые крупные инвестиции. Это объясняется тем, что независимому Узбекистану от прежней системы достались отрасли промышленности, имеющие чрезмерно высокий уровень энергопотребления. В первую очередь к ним относятся предприятия химической промышленности и строительной индустрии, большинство из которых эксплуатируются 35-40 лет и изношены как морально, так и физически.

Глобальный кризис не позволил осуществить диверсификацию отраслей промышленности. Поэтому, если сегодня какие-то объёмы минеральных удобрений или строительных материалов отгружаются на экспорт, то только потому, что для их производства природный газ или электрическая энергия отпускается по цене в 2-3 раза ниже мировой. И такой подход нельзя считать разумным.

Предпринятая в начале нынешнего года попытка изменить ситуацию привела к тому, что цены на цемент и строительный кирпич уже в первом полугодии выросли соответственно на 28 и 42 процента. Это привело к удорожанию строительно-монтажных работ, к замедлению объёмов жилищного строительства. В свою очередь, следует признать, что без поэтапного приведения в соответствие с мировыми ценами тарифов на природный газ и электрическую энергию, в том числе поставляемых предприятиям химической промышленности, невозможно обеспечить финансовую устойчивость предприятий по добыче природного газа и производству электрической энергии. Решение финансовых проблем энергетических отраслей, в основном, за счёт кредитов иностранных банков приводит к удорожанию производимой продукции и снижению конкурентоспособности национальной экономики в целом, так как удельное энергопотребление в Узбекистане в несколько раз выше, чем у большинства стран,   являющихся стратегическими партнёрами нашей страны. Например, Турция на каждый миллиардный объём ВВП расходует в 4 раза меньше электрической энергии, чем Узбекистан. Это одна из основных причин, почему Узбекистан не может значительным образом расширить объёмы экспортных поставок готовой промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому без кардинального решения задачи снижения удельного энергопотребления невозможно добиться эффективности национальной экономики в целом.

Возникает вопрос: есть ли возможность улучшения макроэкономических показателей без дополнительного увеличения объёмов производства и расходования электрической энергии и природного газа. На рассмотрение экспертного сообщества предлагается следующий вариант решения проблемы.

Путём кардинального изменения структуры размещения сельскохозяйственных культур в пользу садов и виноградников добиться сокращения потребности в минеральных удобрениях на 300-400 тысяч тонн, кроме того, рассмотреть целесообразность их экспорта отдельными предприятиями отрасли. Довести годовой объём экспорта плодов и винограда в течение ближайших пяти лет как минимум,  до двух миллиардов долларов США. Используя высвобождаемые земельные площади для обеспечения КРС кормовыми культурами в соответствии с рациональными нормами питания, увеличить годовое производство мяса говядины и молока в 1,3-1,5 раза.

Хозяйства, не подпадающие под текстильные кластеры, целесообразно укрупнить и преобразовать в комплексно-механизированные государственные агропромышленные объединения, специализированные на производстве хлопка и мясомолочной продукции. При этом предлагается частичный возврат к традиционному севообороту, то есть посеву люцерны вместо пшеницы. Одновременно начать осуществление глубоких маркетинговых исследований по экспорту мяса и молочной продукции. Предварительные расчёты показывают, что экспорт последних гораздо эффективнее, чем экспорт овощей, имеющих в настоящее время высокий удельный вес в общем объёме экспорта сырьевых товаров и являющихся невыгодными из-за высоких затрат на транспортировку.

Осуществление вышеназванных структурных преобразований позволит увеличить валовой объём сельскохозяйственной продукции с 13 миллиардов в 2017 году до 18 миллиардов в 2024 году, а объём промышленной продукции с 16 до 20 миллиардов долларов США, в том числе за счёт увеличения объёма экспортных поставок природного газа, высвобождаемого путём сокращения производства электрической энергии. Что касается производства цемента, цены на который на внутреннем рынке в полтора раза выше мировых, то его можно сократить пропорционально объёмам, освоенным на территории соседних стран, производящих дешёвую электрическую энергию через создание совместных предприятий. Таким образом, ежегодные темпы роста ВВП на уровне не менее чем 5 процентов будут сохранены, а темпы инфляции и уровень безработицы значительно сократятся.

Грамотное осуществление вышеназванных мер позволит не только ускорить темпы экономического роста, не прибегая к масштабным иностранным заимствованиям, в основном за счёт внутренних резервов, но и кардинальным образом улучшить показатели внешнеэкономической деятельности, преодолеть отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. Но самое главное в том, что появится возможность преодолеть сложнейшую макроэкономическую диспропорцию, когда две трети доходов населения расходуется исключительно на приобретение продуктов питания. Таким образом, появится широкий простор для расширения и углубления внутреннего рынка непродовольственных товаров, жилья и услуг, служащих основным фактором создания новых рабочих мест.

Эксперты, готовые участвовать в обсуждении указанных предложений, над которыми автор работает в течение последних 25 лет, должны на основе глубоких аналитических данных попробовать поддержать или опровергнуть их, так как речь идёт о разработке проекта Концепции стратегии развития Узбекистана на период до 2030 года. Для того чтобы у участников дискуссии был одинаковый стартовый подход, отметим, что за исходные данные приняты следующие показатели - годовой объём ВВП страны 51 миллиард долларов США, годовое производство электрической энергии 57 миллиардов кВт час, природного газа - 62 миллиарда кубических метров.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.