Верещагин в Самарканде
В 1867 году молодой и никому еще не известный художник Василий Васильевич Верещагин направился в Туркестан, будучи приглашен генерал-губернатором К. П. фон-Кауфманом. Здесь с ним произошло то, чего он и сам никак не ожидал. «Верещагин вернется из Туркестана живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе», - написал о нем известнейший искусствовед В. Стасов.
Проведя сначала зиму в Ташкенте, художник в конце апреля 1868 года покидает город, выехав порисовать в направлении Ходжента. Узнав, что назревает поход, Верещагин направляется к Самарканду. Позже он вспоминал о своих первых ощущениях при виде древнего Самарканда: «Взъехав на вершину холма, я остановился ослепленный и, можно сказать, подавленный удивлением и восторгом. Самарканд лежал внизу подо мною, затопленный зеленью. Над его садами и домами поднимались древние гигантские мечети, и я, пришедший из такой дали, готовился вступить в город, когда-то великолепный, столицу Тамерланову».
Оказавшись в Самарканде на следующий день после его взятия, Верещагин сразу же принялся бродить по чужому городу и его окрестностям. Осознавая, что он является одним из первых европейцев-художников, оказавшихся в древнем Самарканде. Верещагин торопится все увидеть своими глазами и начать рисовать. Через некоторое время он уже не мог спокойно выйти в город, чтобы порисовать, так как Самарканд осадили войска шахризябцев. В момент нападения на самаркандский гарнизон художник собирался дописывать начатый этюд с афганского солдата, но ему пришлось бросить свою работу и взять в руки оружие. За храбрость, проявленную им в Самарканде, художник был награжден Георгиевским крестом, это была единственная награда, которую он признавал и носил. В свой первый приезд он недолго пробыл в Самарканде, успев нарисовать немногое. Заболев в Туркестане лихорадкой, Верещагин вынужден был уехать на полгода в Европу, увозя с собою этюды и наброски. На основе своих впечатлений и накопленного зарисовочного материала художник начинает писать свои первые картины, связанные с Туркестаном.
Популярность к нему пришла очень скоро: в 1869 году на первой «Туркестанской выставке», проходившей в Петербурге. Тогда российский зритель увидел необычные картины и этюды молодого художника, поражавшие своей новизной и смелостью, безжалостной правдой и реальностью изображения. До Василия Васильевича еще никто из художников не изображал войну, как проявление зла и насилия. Его картины, этюды и рисунки занимали отдельный зал, среди них особенно выделялись три полотна - «Опиумоеды», «После неудачи» и «После удачи». Выставка принесла художнику известность. Сразу же после ее закрытия Верещагин вновь отправляется в Туркестан, чтобы поскорее продолжить начатое.
На этот раз, приехав в Самарканд, художник решил остановиться в небольшом частном домике, в каких жили местные жители. Он располагался возле наружных стен цитадели, с ее западной стороны. По его словам, этот дом был построен из глиняных блоков на деревянном основании. Его он отобразил на небольшом полотне «Домик в Самарканде».
Перед Верещагиным стояло несколько сложных задач. Во-первых, из всего богатейшего разнообразия сцен нужно было отобрать главные. Помимо этого, непривычное южное солнце, дающее особые цветовые сочетания, так же требовало от него изменения палитры. Верещагину удается разрешить эти трудности и отобразить яркий блеск южной природы с ее великолепной игрой золотых красок. Он с жадностью пишет и делает зарисовки с натуры. Таким образом был создан цикл картин и этюдов, получивший позже название «Туркестанская серия».
Второй приезд художника в Самарканд оказался более плодовитым. В основном, это были небольшие пейзажи, где Верещагин отобразил исторические памятники, окрестности и типажи людей. Находясь внутри старинной цитадели, он выбирает точку зрения от стен мавзолея, особо чтимого мусульманского святого Нуриддина Басира и пишет улицу, ведущую от цитадели в сторону Регистана. Эта панорама старого города получила название «Самарканд с высоты цитадели рано утром». Там же он пишет еще две картины: «Дворец эмира», представляющий собою просторный двор, окруженный галереями, в конце которого находился трон Амира Темура, и «Галерея арка». Еще одной его работой стал этюд, написанный с натуры «Угол Самаркандской крепости и русское кладбище».
Одной из следующих работ становится вид центра старого города - «Регистан (Площадь в Самарканде)» - просторная, оживленная квадратная площадь, окруженная с трех сторон величественными зданиями медресе и мечети.
Его внимание привлек и мавзолей Гур-Эмир. По словам В. Верещагина, знаменитый мавзолей был покрыт прекрасными глазурованными кирпичами, но большая часть их отвалилась, один из минаретов к этому времени уже был разрушен, а купол имел угрожающую трещину. Помимо внешнего облика мавзолея, он пишет две картины, отображающие его внутренний вид с остатками былой роскоши - «Гробница Тамерлана (Зеленый камень)» и «Угол мавзолея».
Не остался без его внимания и комплекс мавзолеев на Шахи-зинде, а также старая мечеть святого Хазрет Хызра.
Выезжая за пределы города, художник пишет пейзажи: «Высоты Чопан-Ата», где произошла битва за город 1 мая 1868 года, «Дорога к самаркандским воротам», через которые вошли русские войска, и «Тамерлановы ворота», находившиеся в ущелье между Джизаком и Яны-Курганом.
Что касается людей, художник пишет картину «Афганец», где изображает афганского воина из отряда принца Искандер хана. Афганский принц вместе с 300 своими воинами покинул службу у Бухарского эмира еще до взятия Самарканда и перешел на сторону российского войска. Многие из этих афганцев были красивы и хорошо сложены, но в то же время тщеславны. У них имелась слабость украшать себя различного рода вычурными военными атрибутами: кольчугами, латами и щитами, бывшими к тому времени уже не актуальными и бесполезными во время боя. Но в таких нарядах они смотрелись очень красиво, и художник подметил эту особенность, изобразив воина в экзотическом боевом костюме.
Технические условия художника не позволяли ему писать картины больших размеров, поэтому Верещагин в своем альбоме делал множество карандашных зарисовок мечетей и мавзолеев, типы людей местных национальностей, их костюмы и предметы утвари, сопровождая их короткими комментариями.
В Туркестане произошло внутреннее перерождение и утверждение взглядов художника на войну и мир, их отражение в искусстве. Верещагин, оказавшись непосредственным участником военных действий, утверждается в мысли, что война является крайним выражением зла в истории человечества, и пытается в своих полотнах донести свою мысль до зрителя.
Проведя в Туркестане около трех лет, в декабре 1870 года он переезжает в Мюнхен. Рисунки, выполненные им в Самарканде, послужили богатейшим материалом для написания капитальных полотен.
После удачной первой выставки в Петербурге вся коллекция Туркестанских картин Верещагина продолжила свое триумфальное шествие по городам Европы, производя сильное впечатление в Лондоне и Париже, Вене и Берлине, Гамбурге, Дрездене и Брюсселе и других городах. Сильный и самобытный талант художника Верещагина обращал на себя внимание общества и вызывал дискуссии. Печатные издания различных стран обсуждали личность и картины русского художника, вышедшего в своем творчестве за рамки привычной батальной живописи и создавшего свой стиль.
В общей сложности художник Верещагин пробыл в Самарканде не так уж много времени, но благодаря деятельности и энергичному характеру, его надолго запомнили в городе. В 1904 году, с Дальнего Востока, где шла война, пришло известие о трагической гибели Верещагина, ставшего к тому времени уже всенародно известным художником. В Самарканде после случившегося было принято решение назвать в память о нем улицу. Позже, в 1930-е годы, в связи с изменением названий городских улиц, Верещагинская была переименована в улицу Фрунзе. Дом, в котором в 1870 году жил и работал художник В. Верещагин, не сохранился.
Почти всю Туркестанскую коллекцию картин Верещагина приобрел известный собиратель искусства – купец П. Третьяков. Туркестанская серия стала украшением Третьяковской галереи, под нее был выделен целый зал. Небольшую часть работ Верещагина из Третьяковской галереи в советские годы принесли в дар городу Самарканду. В 1950-е годы в фондах Самаркандского Республиканского музея культуры находилось восемь работ художника, небольших по размеру, написанных маслом на холстах: «Портрет старика чиновника», «Дворик мечети в цитадели (Кок-Таш)», «Мударрис в своей худжре» и «Певец с дутаром», «Степной ландшафт» и «Степные киргизы – два всадника», «Портрет ламы» и «Туземные евреи (из трех фигур)». Работы В. Верещагина находились в экспозиции Самаркандского музея, а в 1990-е годы все картины были перенесены в столичный Ташкентский музей, где они и должны находиться…
К сожалению, по прошествии времени в городе не осталось ничего, связанного именем В. Верещагина, - художника, открывшего миру древний Самарканд. Многое из того, что было запечатлено здесь этим талантливым художником, либо оказалось разрушенным и ушло в прошлое, либо сильно изменилось, и только благодаря картинам Верещагина мы можем видеть, как выглядел наш древний город во второй половине XIX века.
Александр ГАЛАК.