Великий исследователь Востока
После присоединения Средней Азии к России началось глубокое и всестороннее изучение истории края русскими историками. В этом деле первое и руководящее место принадлежало, бесспорно, академику Василию Владимировичу Бартольду (1869-1930 гг.), выдающемуся востоковеду, глубоко эрудированному ученому.
В мировой науке трудно найти другого такого ученого, который для изучения одной страны сделал бы столько, сколько Бартольд. Он до конца своей жизни оставался преимущественно историком Средней Азии, хотя круг его научных интересов был намного шире, охватывая историю всего Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии. Он оставил труды, поражающие мастерством критического анализа источников и зачастую превосходящие все, что было создано его современниками. Прекрасный знаток арабского, персидского и тюркских языков, Бартольд использовал в своих работах множество новых письменных источников, которые он, как никто другой, умел находить и анализировать.
Его монография "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" (1898-1900 гг.), своим большим, тщательно собранным и проверенным фактическим материалом представляет собой громадный вклад в изучение прошлого Средней Азии. Бартольд не только тщательно проанализировал источники о завоевании монголами Средней Азии, но дал и детальное изложение связанных с этим нашествием событий. Следует подчеркнуть, что содержание этого труда Бартольда шире его заглавия - по существу, это обобщающий труд по истории Средней Азии VII - начало ХШ вв.
Ценны и не потеряли своего значения исследования В. Бартольда "Улугбек и его время", "К истории орошения Туркестана", "История культурной жизни Туркестана", "Мир Али-Шир и политическая жизнь" и многие другие его книги, статьи, исследования, заметки. Значительно была также и организаторская деятельность В. Бартольда, без участия которого, по сути дела, не проходило ни одно более или менее крупное мероприятие в области изучения истории и археологии Средней Азии.
Труды Бартольда получили международное признание. Его работы переводились на английский, немецкий, французский, турецкий, персидский, арабский, узбекский, киргизский и татарский языки. Многие ученые за рубежом неоднократно отмечали, что и в настоящее время нет таких историков-востоковедов, которых можно было бы поставить в один ряд с Бартольдом.
На основе исследования топографии Самарканда, Бухары и других городов Бартольд установил, что в IХ-ХI вв. происходил процесс перемещения центра городской жизни из старых аристократических шахристанов в торгово-ремесленные предместья (рабад, бирун). Это было одним из важнейших открытий Бартольда. Ученый попытался проследить путь развития средневековых среднеазиатских городов, вскрыл точное значение специальной терминологии, примененной географами и историками IХ-Х вв. Однако он указывал, что города Средней Азии, несмотря на значительный размах торговой деятельности в VII веке, не отличались большими размерами. Главный город всей страны VII века был Самарканд, располагавшийся на месте нынешнего городища Афрасиаб, занимал пространство чуть менее двух квадратных верст. Археологические исследования последних лет позволяют говорить о Самарканде того времени, как о городе, имевшем окружность 3,5 км.
Большую ценность имеют труды Бартольда, посвященные вопросам орошения края, водоснабжения городов. Это - "К истории орошения Туркестана", "Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до ХVII века" и другие. Особое внимание исследователем было уделено водоснабжению Самарканда. Бартольд, на основе исторических и археологических исследований, пришел к выводу, что три главных ирригационных канала, орошавших местность к югу от Самарканда, выводились в средние века в Варагсар ("голова плотины", т.е. начала плотины, сейчас Рабати Ходжа). Причем эта система существовала уже до арабского завоевания. "Область Самарканда была столь хорошо орошена и возделана, здесь было столько полей и зеленых насаждений, что первые арабские наместники называли ее "садом эмира правоверных", - писал В. Бартольд в книге "К истории орошения Туркестана".
В это же время функционировал канал, доставлявший воду в г. Самарканд. Город снабжался водой Зарафшана через канал Даргом по акведуку, дно которого было выстлано свинцом, откуда он и получил название Джуи Арзис (свинцовый проток). Джуи Арзис в источниках Х в. описан следующим образом: "Текущая вода входит в город по протоку (нахр) из свинца, это - проток, для которого построена высокая плотина (мусаннат) из камня; по ней течет вода из мест ас-Саффарун ("медники"), и входит в город через Кешские (южные) ворота, внешняя сторона этого протока вся из свинца. Джуи Арзис считается уникальным гидротехническим сооружением IХ-нач. ХIII вв.".
Нуъмон МАХМУДОВ.
Окончание следует.
Для справки
Василий Владмирович Бартольд - российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог; один из основателей российской школы востоковедения. Академик Санкт-Петербургской Академии наук (1913), один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и первого издания "Энциклопедии ислама".
Бартольд родился в семье биржевого маклера немецкого происхождения. В 1891 году окончил Петербургский университет факультет восточных языков. С 1892 года там же и работал, ежегодно совершая поездки в страны Востока.
В 1900 году, по защите диссертации "Туркестан в эпоху монгольского нашествия", Бартольд получил степень доктора истории Востока. В 1904 году производил археологические раскопки в окрестностях Самарканда.
В 1912 году в работе "Халиф и султан" Бартольдом было сделано научное открытие: он доказал, что представление о передаче духовной власти последним аббасидским халифом Мутаваккилем османскому султану Селиму Явузу в XVI веке является легендой, появившейся не ранее XVIII века.
В мае 1913 года Бартольд предпринял научную поездку по Южному Уралу, Сибири и Центральной Азии, посетил Оренбург, Уфу, село Стерлибашево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.
После Октябрьской революции Бартольд возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 году при Азиатском музее. Одной из важных задач, к решению которых он был подключён в первые же годы советской власти, стало создание письменности для бесписьменных народов РСФСР и СССР и замена арабского алфавита на кириллицу.
Бартольд являлся одним из организаторов Первого Всесоюзного тюркологического съезда в Баку (1926).