Узором говорит металл
Рядом с одним из древнейших памятников Самарканда - мавзолеем Рухабад находится "город" мастеров, где десятки ремесленников, в небольших худжрах возрождают древние ремесла Востока. В одной из таких мастерских трудится Тохир Набиев. Он, как и его учитель Б. Жуманов, посвятил свою жизнь чеканке по меди.
- Искусство обработки металла относится к одному из самых древних ремесел, уступая лишь керамике, - говорит Т. Набиев. - Узбекская чеканка представляет собой различные приемы нанесения узора: ажурно-прорезного, гравированного и чеканного. Наши инструменты и оборудование почти не отличаются от тех, которыми пользовались древние ремесленники. Мы так же, как и они, украшаем художественные изделия тонким рисунком. И все это делается с помощью несложных инструментов.
В мастерской Тохира стоит небольшая наковальня, станок для шлифовки, на столе - набор инструментов: молоточки, щипцы, напильники, ножницы, карандаш, паргор-циркуль, конечно же, накш-калам из твердой стали нескольких типов, которым мастер наносит контур рисунка на поверхности изделия. Для работы также необходима специальная подушка, на которой и обрабатывается заготовка.
- У каждого региона Узбекистана имеется свой стиль, - продолжает Тохир. - Центрами чеканных изделий, кроме Самарканда, являются Бухара, Хива, Коканд и другие. Самой же консервативной, сохранившей древние традиции школой чеканки считалась самаркандская. Форма самаркандских чой-идиш, ручки которых чаще делаются ажурными и с использованием древнего мотива - цветка с четырьмя лепестками - редко встречается в других регионах страны.
Сегодня в орнаментах современных мастеров стали появляться новые элементы в виде коробочек хлопка, бодом (миндаль), чашми булбул (глаз соловья) и другие. Многие работают в комбинированной технике, добавляя к старым орнаментам современные. Школы чеканки различаются по использованию металла, глубине рельефа, характерного орнамента, приемам отделки фона и, конечно форме самого изделия.
- Работа чеканщика начинается с того, что он подготавливает материал, - продолжает Т. Набиев. - Если металл желтый (латунь), то после обработки изделие сияет, как солнце, если красный (медь), то горит, как огонь. На бумаге набрасывается рисунок, который с помощью иглы и графита переносится на сосуд. Несложные орнаменты я обычным карандашом рисую сразу на изделии, если это объемная вещь - чайник, кувшин, шкатулка, то перед нанесением чеканки предварительно заполняю их пустоты смесью растопленного воска и песка, ведь во время глубокой гравировки (кандакори) изделие может деформироваться. Если же это чаша, предварительно обработанная тиснением, то хватает и подушки. В последние годы я задумываюсь о переносе изображения наших исторических достопримечательностей на изделия из меди, латуни и бронзы.
Мастера иногда наносили на медь и животные мотивы. В 2007 году в Самарканде проводился открытый чемпионат по рукопашному бою среди сотрудников органов внутренних дел. Чеканщики получили заказ на оформление кожаного пояса чемпиона, в котором они объединили различные приемы гравировки. Так, были использованы кандакори - глубокая гравировка, чизма - средняя и чистая гравировка, шабака - прорезная чеканка. Применили мастера чернение, использовали эмаль и полудрагоценные камни. Вся поверхность пояса была покрыта растительным и геометрическим орнаментом. С двух сторон от центрального изображения пояса были закреплены пластины с изображением львиных голов, скопированных с медресе Шердор. Этот чемпионский пояс был завоеван казахстанским спортсменом и сейчас находится у призера.
В настоящее время молодой мастер задумывается об участии в I Международном фестивале народно-прикладного искусства, который пройдет 10-15 сентября 2019 года в г. Коканде, где будет организована выставка ремесленников разных направлений, в том числе и искусства рельефной обработки изделий из металла - чеканке (торевтике).
Рим МУСТАКИМОВ.
Фото автора.