Узбекистан впервые создает инструменты правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов

ООН признает значение и масштабы явления внешней трудовой миграции, в которую вовлечены миллионы людей из множества государств. Принимая это масштабное явление, международное сообщество путем принятия универсальных конвенций стремится установить международно-правовые принципы и нормы, касающиеся обращения с трудящимися-мигрантами и членами их семей. Одним из таких документов является Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятая резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года.

В Узбекистане за три года впервые начата масштабная работа по созданию инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов. В настоящее время трудоустройство граждан Узбекистана за пределами страны осуществляется Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

В этой сфере следует обратить внимание на два важных документа, принятых в августе текущего года в целях оказания содействия и поддержки гражданам страны в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом: Указ Президента от 20 августа 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей», а также постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом» от 23 августа 2019 года.

По своему назначению указанные нормативно-правовые акты президента и правительства расширяют охват мерами социальной и правовой защиты граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, определяют пути эффективного управления и контроля за процессами организованного набора, подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства наших граждан за рубежом и на Родине.

Принятые документы по своей сути придают мощный импульс реализации международных обязательств республики по поддержке наших граждан по трудоустройству за пределами страны, а также их реинтеграции по возвращении на Родину, осуществлению комплексных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни находящихся в Узбекистане семей трудовых мигрантов путем содействия в решении социально-бытовых вопросов, улучшения жилищных условий, обеспечения занятости трудоспособных членов семей.

Впервые определены меры социальной поддержки трудовых мигрантов, намеревающихся осуществлять временную трудовую деятельность за рубежом, им предоставляются кредиты, микрозаймы и субсидии на покрытие суммы страховой премии по страхованию жизни и здоровья граждан.

Образована Республиканская комиссия по вопросам внешней трудовой миграции в целях координации деятельности органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах и иных организаций по вопросам организованной трудовой миграции, эффективной защиты их прав и законных интересов, оказания материальной и социальной поддержки, а также решения иных профильных задач.

На данную комиссию возложены следующие основные задачи:

организация разработки и реализации государственных программ в области внешней трудовой миграции, дальнейшее совершенствование национального законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

содействие в реализации гражданами Узбекистана их прав на трудовую деятельность за рубежом, справедливые и безопасные условия труда, обеспечение их социальной и правовой защиты, а также реинтеграции после возвращения на Родину;

заслушивание отчетов руководителей государственных органов, органов исполнительной власти на местах и иных организаций о проделанной работе в сфере внешней трудовой миграции, принятие на этой основе решений по их поощрению или привлечению к ответственности;

проведение системного анализа и мониторинга состояния работы в сфере внешней трудовой миграции с разработкой по итогам конкретных мер, направленных на повышение эффективности инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов.

Определено, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, а также руководители уполномоченных государственных органов и организаций не реже одного раза в шесть месяцев отчитываются перед Республиканской комиссией о проделанной работе в сфере поддержки и защиты прав трудовых мигрантов и членов их семей.

Одной из важных задач Республиканской комиссии является налаживание сотрудничества с уполномоченными государственными органами зарубежных стран по вопросам внешней трудовой миграции, рассмотрение предложений по присоединению (ратификации) Узбекистана к международным договорам в области защиты прав и законных интересов трудовых мигрантов.

За годы суверенного развития в нашей стране предпринят ряд шагов по урегулированию сферы внешней трудовой деятельности путем принятия международно-правовых актов как на многосторонней , так и на двусторонней основе.

Республика с момента вступления в МОТ в 1992 году ратифицировала 13 конвенций этой международной организации. Проводится широкомасштабная работа по их последовательной реализации и дальнейшему совершенствованию трудового законодательства. Также в 2018 году Узбекистан ратифицировал Конституцию Международной организации по миграции.

В рамках СНГ Узбекистаном подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. Соглашения на двусторонней основе были заключены с Республикой Корея, Российской Федерацией и Казахстаном.

В частности, между Узбекистаном и Россией действуют ряд важных межправительственный соглашений, которые направлены на упорядочение процесса перемещения рабочей силы, особенно приоритетным признается организованный набор и привлечение граждан республики для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ. В этих целях с 2017 года действует узбекско-российская рабочая группа, возглавляемая министрами труда двух государств.

В тоже время в течение прошедших трех лет нашей республикой заключен ряд новых соглашений, направленных на налаживание сотрудничества с уполномоченными государственными органами в области внешней трудовой деятельности таких стран, как Турция, ОАЭ, такая работа продолжается с другими странами на взаимовыгодной основе.

Особенностью всех заключенных соглашений в этой области является в первую очередь то, что трудящиеся-мигранты пользуются на территории принимающей стороны такими же правами, как и их граждане.

Речь идет о праве на:

безопасные условия труда;

равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение доплат и компенсаций для лиц, имеющих на них право;

пользование жильем на возмездной основе;

социальное обеспечение (социальное страхование);

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

доступ к другой оплачиваемой трудовой деятельности в случае ее потери по не зависящим от трудящегося-мигранта обстоятельствам, если не имеются ограничения и другие.

Второй особенностью этих документов является то, что они не освобождают трудящихся-мигрантов и членов их семей от обязательства соблюдать законы и правила любого государства транзита и государства работы по найму или от обязательства уважать культурную самобытность жителей таких государств.

Третьей особенностью этих соглашений и иных конвенций о правовой помощи является то, что трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение защиты и помощи со стороны консульских или дипломатических учреждений нашей страны.

Принятые новые нормативно-правовые акты Президента и правительства в области внешней трудовой миграции способствуют защите граждан в соответствии с международными требованиями. Приоритетное внимание в этом важном вопросе направлено на максимальное содействие организованному набору и привлечению граждан страны для осуществления временной трудовой деятельности за рубежом на основе предварительных заявок от иностранных работодателей, где указываются условия и оплата труда, социальный пакет и иные важные параметры.

Указанные акты предписывают участникам внешней трудовой деятельности осуществление широкого ознакомления с документами на трудоустройство и положениями международных договоров республики в этой области. В частности, с правилами въезда и пребывания, добровольного страхования жизни в стране осуществления временной трудовой деятельности и обращения с документом, подтверждающим личность гражданина (паспорт). В Узбекистане прорабатывается вопрос открытия филиалов (фронт-офисов) российских органов и организаций, уполномоченных оказывать услуги по подготовке, оформлению и выдаче разрешения (патента) на осуществление временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также создаются центры визово-документальной поддержки трудовых мигрантов на базе представительств миграционных центров этой страны.

Важным является согласованное и эффективное взаимодействие всех вовлеченных профильных государственных организаций, институтов экспертного и гражданского сообщества республики в проработке вопроса присоединения (ратификации) к указанной Международной конвенции, а также иных универсальных и региональных конвенций в области внешней трудовой миграции с учетом требований Закона «О международных договорах Республики Узбекистан».

В тоже время правоприменительная практика в области внешней трудовой деятельности показывает, что на сегодняшний день реализация права на трудоустройство граждан республики за рубежом ограничивается положениями Закона «О занятости населения».

Кроме того, нет законодательного акта, комплексно регулирующего все аспекты общественных отношений в области внешней трудовой миграции, а также нормы международных договоров республики в области временной трудовой деятельности за рубежом, и новые задачи, вытекающие из принятых актов Президента и правительства о дальнейшем совершенствовании национального законодательства и правоприменительной практики в данной сфере, который мог бы систематизировать указанные нормы в едином законе, определяющем внешнюю трудовую миграцию.

Комил Рашидов,

доктор юридических наук, профессор.

УзА.