Уходил на войну добровольцем

В суете жизни мы забываем, что живем под мирным небом и воспитываем детей в счастливом государстве, строя для них светлое будущее благодаря воинам, павшим во имя Родины, тем, кто смотрит на нас с обелисков и фотографий военных дней. Тем, чьи имена навсегда вписаны в историю страны.

 Наш герой, сполна хлебнувший выпавшие на его долю горечь потерь близких и товарищей, готов был вновь пройти весь этот жизненный путь с одной лишь оговоркой - спасти боевых товарищей от вражеской пули.

Вот передо мной фотография участника войны Урунбая Марупова. Его, круглого сироту, страна взяла на свое попечение, вырастила, дала образование, профессию, влила в ряды рабочего класса. С малых лет Урунбай осознал, что его матерью является Родина и его долг - беречь и защищать ее.

Окончив школу фабрично-заводского ученичества по профессии каменщик, он работал так, чтобы им могли гордиться воспитатели и учителя детдома, не прошло и года как он стал одним из лучших в своей профессии. Надо было видеть с какой гордостью он показывал им почетную грамоту и значок ударника пятилетки.

В 1941-м Урунбай вместе с товарищами услышал голос Левитана, раздающийся из репродуктора. Говорилось о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину.

На работе бригадир внимательно, будто впервые видит их, оглядев ребят, сказал: «Ну, что ж, орлята, надо будет работать по-стахановски, выполнять по две нормы, а передовикам и больше».

Работали так, словно это был их последний мирный день, а завтра - на фронт. Так наступила осень 1942 года. Урунбай хотел попасть на фронт, но в военкомате получал отказ из-за недостаточного веса.

Десять дней мозолил он глаза военкому, наконец, тот сдался, выписал ему повестку. И вот с эшелоном новобранцев Урунбай попадает под Пензу в стрелковый полк.

Месяц ушел на обучение стрельбе, матчасти, рукопашному бою и другим военным премудростям. Его, хорошо владеющим русским языком, в числе 200 новобранцев привезли на станцию Инза Ульяновской области в полковую школу №76. Здесь после шестимесячного обучения минометно-пулеметному делу в августе 1943 года его наконец в составе 47 армии отправили на передовую…

Первое боевое крещение У. Марупов получил на Украине. Казалось, что этот жестокий и жаркий бой никогда не закончится. Не раз под смертельным огнем противника сержанту Урунбаю приходилось принимать решение, от которого зависела судьба его товарищей по оружию. В горячке он не почувствовал ранение, продолжал строчить из пулемета. Атака фашистов «захлебнулась». Враг отступил, бросая своих раненных и убитых. После окончания боя Урунбая перевязали. Рота, в которую входило и его отделение, пошла занимать заданную позицию. В это время в небе появились немецкие самолеты, раздалась команда: «Воздух!». Мессершмиты, пикируя начали обстреливать солдат. Один из них был сбит Урунбаем.

Командир взвода, на глазах у которого все это происходило, сказал: «Марупов, ну ты и герой, не так часто пехота сбивает самолеты! Будешь представлен к награде».

Урунбай всегда шел впереди, своим примером подбадривая бойцов. Однополчане, считали его фартовым и готовы были идти за ним и в огонь, и в воду. Во время очередной контратаки его ранило осколком снаряда и присыпало землей. В период недолгого затишья санитары откопали У. Марупова и отправили в медсанбат, где он и очнулся. А уже оттуда всего перевязанного в тыл с заключением: «Осколочные ранения в голову и левую ступню», а потом уже в эвакогоспитале №1831 военврачи «восстанавливали» его.

После излечения Урунбай вместе с четырьмя солдатами отправился в свою часть, но судьба распорядилась по-своему. Фронт переместился и нагнать его пешим ходом было проблематично. Чтобы не нарваться на фашистов или полицаев шли краем леса. В один из дней оказались в партизанском отряде имени Александра Невского, действовавшего во Владимир-Волынском направлении. Командовал отрядом Батей.

Громя немцев, подрывая мосты и пуская под откос поезда противника, отряд вошел на территорию Польши в Люблянские леса. Боеприпасы, продовольствие и медикаменты получали с «Большой земли», которые им сбрасывали с самолетов.

Однажды у польского городка Ныса отряд попал в окружение. Получив контузию, Урунбай отстал от отряда и решил уходить в лес, здесь ему посчастливилось встретить дядю Ваню. Не зная в каком квадрате находится их отряд, они решили идти в сторону болот. С неделю брели по лесу, пока не набрели на лесника, который сообщил, что неподалеку стоит деревня, но идти туда нельзя, так как в одном из домов есть постояльцы - девять фашистов. Составив план действий, они захватили врагов врасплох, уничтожив всех. Прихватив харчей, партизаны ушли в лес, где наткнулись на карателей. Отстреливаясь, стали углубляться в сторону болот, но шальная пуля убила товарища, Урунбай остался один. Блуждая по лесу, он дошел до границы Австрии, где уже стояли части Красной Армии.

У. Марупова привели к командующему 24 гвардейским десантным полком, генералу Петрушину, с которым Урунбай дошел до Берлина. Урунбай Марупов был награжден: «Орденом Славы», медалями «За отвагу», «За взятие Берлина».

Находился в действующей армии вплоть до 1948 года. Вернувшись в родной Самарканд, вновь стал работать каменщиком. До самой кончины вместе с женой Мутабар и детьми, которых у него было пятеро, жил в колхозе «Москва» Самаркандского района.

Рафаэль ХУСНУТДИНОВ.

Р.Ѕ. Сейчас колхоз «Москва»

называется махалля «Дустлик».