Уровень детской преступности не снижается
Последние годы в области намечается рост детской преступности. И хотя, согласно официальной статистике, на общем фоне детская преступность стабильно составляет чуть выше двух процентов от общего количества преступлений, однако у правозащитников вызывает озабоченность не снижающаяся тенденция. Мы побеседовали со старшим инспектором по работе с несовершеннолетними и молодежью УВД области старшим лейтенантом Нилюфар Саттаровой, которая много знает о детской преступности…
- Нас часто спрашивают: «А кто эти дети, которые совершают преступления? Они из неблагополучных или нормальных семей?», - начинает разговор наша собеседница. - Ежедневно общаясь с оступившимися подростками, мы делаем свои выводы. Да, есть дети, которые проживают в сложных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это пьянство родителей и низкий материальный достаток. Но есть юные правонарушители из семей, где оба родителя работают и детям не хватает внимания. В первом случае неблагополучные родители, а во втором - они отмахиваются от детей, объясняя это нехваткой времени.
С начала года в области зафиксировано 39 преступлений, совершенных несовершеннолетними (данные за 5 месяцев). Этот показатель в минувшем году составлял 29. Лидером по категории преступности являются кражи – их совершено 23. Затем идут преступления с нанесением телесных повреждений различной степени тяжести и ДТП, где, как правило, задействованы подростки. Единичны случаи убийства, грабежа и хулиганства.
Рост преступности наблюдается в городе Самарканде, Ургутском, Пастдаргомском и Джамбайском районах. В трех районах области - Нарпайском, Акдарьинском и Тайлякском - в этом году не было зафиксировано ни одного преступления с участием подростков.
По мнению старшего инспектора, не всякая семья является благополучной средой для подростка, потому что понимание благополучной семьи часто бывает достаточно внешнее: материальный достаток, родители не алкоголики, не наркоманы. Но внутреннее благополучие – это общение, совместная деятельность. Если нет воспитания как общения, как среды, как примера положительной деятельности, то ребенок и в нормальной средней семье может быть трудным.
Каков социальный портрет молодого правонарушителя?
На этот вопрос наша собеседница пояснила, что в 39 совершенных преступлениях было задействовано 72 несовершеннолетних. В основном, это подростки в возрасте от 14 до 18 лет, за ними следуют учащиеся колледжей и те, кто нигде не учится.
Анализируя вышеназванные цифры, инспектор отметила, что всему виной базовая система образования, которая не может дать того минимума воспитания для детей, который необходим. Безответственно относятся и их родители. Когда дети выходят из школы, никто не знает, чем они занимаются. А потом родители винят школу, учителя обвиняют родителей, а дети остаются на улице.
Почему подростки идут на преступления?
- Мне кажется, для искоренения детских правонарушений необходимо смотреть на их причины, - продолжает диалог Н. Саттарова. - Это стремление к красивой жизни, желание быстрого обогащения, уверенность в том, что можно избежать наказания, стремление показать себя и самоутвердиться.
Мы периодически наблюдаем вспышки агрессии, в том числе среди детей и подростков, психика которых наиболее восприимчива к внешним влияниям. К примеру, уже доказано, что компьютерные игры и вообще уход в виртуальность негативно сказываются на личности. Очень часто дети путают добро со злом, не чувствуют, что можно, а что нельзя, ориентируясь на виртуальных персонажей.
Вспомните последний случай убийства 75-летней женщины, которое совершила 17-летняя девушка из-за мобильного телефона. Пожилая женщина поплатилась жизнью, потому что спрятала его. Сейчас виновница отбывает срок в колонии.
Есть ли решение?
С прошлого года в школах области начали работать инспекторы-психологи по вопросам несовершеннолетних. Перед ними поставлены сложные и ответственные задачи по предупреждению подростковой преступности и безнадзорности.
Это нововведение обусловлено Постановлением Президента РУз «О дополнительных организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью».
О том, с чего началась работа в новой должности, нам рассказал Нурбек Холбеков, который долгие годы работал инспектором профилактики в Нарпайском районе, а в прошлом учебном году приступил к новым должностным обязанностям.
- Дни инспекторов-психологов расписаны буквально по минутам, - говорит капитан. – Требуется успеть посетить семьи, состоящие на профилактическом учете, провести беседы со школьниками, разобраться со служебной документацией. Первое, что мы сделали, это начали работу с так называемой категорией трудных подростков: не посещающих занятия, состоящих на профучете, замешанных в драках. Беседуя с ними, стараемся оказать помощь, выяснить причины такого поведения подростков. В данном случае я понимаю, что должен быть и психологом, и юристом, и педагогом одновременно.
Часто к нам обращаются за помощью родители, чьи дети не состоят на профилактическом учете. Они жалуются на то, что ребенок стал агрессивным, грубит, получает плохие отметки, связался с нехорошей компанией. Бывает, что инспекторы привлекают родителей к административной ответственности.
В области сейчас работают 239 инспекторов-психологов. Есть среди них профессиональные сотрудники, окончившие факультет психологии. В этом году будут приняты еще 45 квалифицированных психологов, каждый кандидат пройдет кастинг в УВД и тестирование.
В беседе с нами капитан Нурбек Холбеков поделился сокровенным: «Меня очень радует, когда мои подопечные становятся на путь исправления - начинают лучше учиться, посещают спортшколы, активно участвуют в акциях, профилактических мероприятиях, наконец, понимают, что такое хорошо, а что - плохо.
Наша работа не из легких, но она очень важна, ведь дети - наше будущее, и от того, как мы их направим на верный путь после проступка, зависит многое», - заключил Н. Холбеков.
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.