Уникальные самаркандские ремесла
Истоки становления ремесел в Узбекистане уходят корнями в глубокую древность. Археологические раскопки говорят о существовании у народов среднеазиатского Междуречья высокоразвитых и высокохудожественных ремесел, сложившихся более четырёх тысяч лет назад.
На протяжении столетий ремесленники накапливали знания, вырабатывали навыки, совершенствовали различные приемы, улучшали качество продукции. В Самарканде работало много мастерских различных направлений, на рынке был представлен широкий ассортимент товаров. Среди горожан ремесленники занимали значительный процент, а их изделия обеспечивали самые разнообразные потребности населения, благоприятствовали внутренней и международной торговле.
В XVI-XVII вв. высокого уровня достигли декоративно-художественные ремесла. Они развивались во взаимосвязи с архитектурой и живописью, прикладным искусством. Это прослеживается в таких ремёслах, как резьба по дереву и камню, ковроткачество, оформление рукописных книг, в лучших образцах керамической и металлической посуды.
Большое место в ремёслах занимала обработка металла. Это работа ювелиров, граверов, кузнецов, литейщиков, медников, ножовщиков, гвоздарей, подковщиков, игольщиков. Самаркандские мастера – оружейники славились изготовлением сабель, фитильных ружей, шлемов, кольчуг, щитов.
Поэт Васифи Зайниддин Махмуд, живший в Самарканде в начале ХVI века, свидетельствует о развитии стеклоделия (шишасоз). А видный поэт, литературавед и музыкавед Мутриби в своём сочинении «Тазкират ат туаро» пишет о таких ремёслах, как мисгар (медник), зарраб (чеканщик), таббах (повар), кафтдуз (башмачник), саррадж (седельщик), джомабаф (ткач), бахладуз (шьющий охотничьи перчатки), сузангар (игольщик) мухркан (гравер), заркуб (инкрустатор золотом), заргар (ювелир), такиядуз (шьющий головные уборы) дарзгар (портной), дегрез (котельщик), джамджимдуз (ковроткач), чармгар (кожевник) и др.
В сочинениях Баде Самарканди «Музаккир ал-асках» конца XVII в. приведены названия таких ремёсел, как зарраба (чеканщик монет), олкор (краситель тканей), саххоф (переплётчик), наккоши (живописец) и др.
Исследователь ремесленных цехов Средней Азии и их уставов М.Ф. Гаврилов выделил 41 вид производственных ремёсел. У ремесленников был выработан Устав – «Рисола», своеобразная нравственно-религиозная инструкция, призывающая мастеров выполнять уставные правила и традиции. Исследователь «Рисола» В. Балков отмечал, что правила включали в себя следующие пункты: необходимость честного отношения к заказчикам и покупателям, ученикам и старейшинам, изъявление покорности «лучшим людям», быть с чистой совестью, быть терпеливым и справедливым. Каждый ремесленник стремился стать лучшим мастером своего дела.
В среднеазиатских источниках довольно редко встречаются сведения об участии женщин в производстве. Однако, отдельные авторы приводят примеры их трудовой деятельности и повседневной жизни. Несмотря на патриархальный уклад жизни, некоторые из них были искусными мастерицами. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей и трудились в ремесленных сферах. В большинстве случаев они лишь частично участвовали в производственном процессе. Но иногда самостоятельно выполняли работу от начала до конца. В этом случае к её имени добавлялось название профессии. Например, Саодат-Султан муйинадуз дочь Абдуллы, жившая в Самарканде, судя по определению «муйинадуз» занималась выделкой пушнины и портняжным делом. Хозяин мастерской, привлекающий мастеров-надомников, назывался «Устакор», хозяин мастерской, где он работал со своей семьёй, «Устои худбор».
Самаркандские мастера были учителями многих ремесленников, живших в среднеазиатских городах – Ташкенте, Бухаре, Коканде и др. Творческим гением выдающихся зодчих (меъмор), инженеров-расчётчиков (мухандис) и трудовых рук мастеров строителей и их учеников (шогирд) создавались ансамбли замечательных памятников архитектуры, которыми славится наша страна.
Хочется отметить отдельные редкие ремёсла, представленные в Самарканде. Это производство табакерок (носкаду или носдон), которые изготовлялись из особого рода мелкой тыквы. Самарканд был основным центром развития этого ремесла. Выращивание такого вида тыквы было сконцентрировано в пригородных кишлаках, главным образом в кишлаке Раджаб-Амин.
В ХIХ в. самаркандские мастера стеклодувы (шишасоз), наряду с производством стеклянных изделий, стали изготавливать оконное стекло. Стекольное производство было чисто городским ремеслом. Из стекла изготовляли столовую посуду, парфюмерные флаконы, украшения, а также светильники и чернильницы.
Большинство ремесленных кварталов было сосредоточено вокруг Регистана, ремесленники вместе с торговцами входили в круг, составляющий культурную прослойку среднеазиатского города. Из этой среды вышли известные поэты: Джавхари – старшина цеха мастеров, Мавлоно Камардуз, шьющий кушаки, Бисоти Сирожиддин – мастер по выделкам циновок, Мавлоно Саккоки – мастер по изготовлению ножей.
Члены цеха селились вместе, в одном квартале города. Названия некоторых из них сохранились и в настоящее время. В Самарканде мы встречаем названия кварталов Заргарон (золотых дел мастера), Сузангарон (мастер, делающий иголки), Чармгарон (кожевник), Харротон (токарь по дереву), Кулолон (горшечник).
Высокохудожественные образцы ремесленного производства самаркандских мастеров хранятся во многих музеях нашей страны, а также всемирно известных музеях ближнего и дальнего зарубежья (Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-музей и др.).
Данная статья была написана на основе архивных источников Самаркандского областного архива, личных фондов самаркандских учёных-историков.
Ольга АРТЕМОВА,
сотрудник областного архива г. Самарканда.
Travelask.ru
Так выглядел восточный базар в средние века.