Умирает дом на Чараге…
На Чараге, в махалле «Суфи Розик» города Самарканда на наших глазах разрушается один из красивейших частных домов конца ХIХ – начала ХХ века. Дом богатого купца Мир Вафо Мир Бабаева представляет собой уникальный образец синтеза европейской архитектуры с традиционным национальным оформлением.
Махалля «Суфи Розик» появилась в Самарканде в начале ХIХ века. Здесь, по сведениям профессора-востоковеда Монаше Абрамова, проживали, в основном, таджики и узбеки, которые занимались ремеслами. Главным образом, это были строители, ткачи и муинотобы – мастера по скручиванию веревок и канатов. В махалле со временем появились два небольших медресе – Халифа Хасана и Суфи Розика, а также школа Мирзабоя при мечети. Но прославил махаллю в конце позапрошлого века купец Мир Вафо Мир Бабаев.
Он был одним из самых богатых и успешных купцов Самарканда, который составлял весомую конкуренцию русским и еврейским купцам. Мир Вафо Мир Бабаев, как отмечает в своей статье «Неоконченное дело самаркандского «падаркуша» Абдуллы» историк-краевед Рубен Назарьян, слыл правоверным мусульманином и щедрым жертвователем на различные нужды.
«Его ежегодный вклад в благотворительность всегда превышал десять тысяч рублей. Кроме того, как свидетельствует сохранившийся в архиве документ, житель «квартала Суфи-Розык города Самарканда мулла Мир Вафабай Мир Бабаев учредил вакуф 26 дня месяца Мухаррам 1306 года по магометанскому летоисчислению из 4-х лавок… Вакуф этот был учрежден в пользу нанятых им 8 чтецов Корана, обязанных ежедневно дважды читать молитвы, а также в пользу одного бедного студента медресе. Кроме того, купец этот обязался ежегодно приобретать для мечети квартала Лучакон по пуду свечей», - пишет Р. Назарьян.
К сожалению, биография Мир Вафобая обрывается трагически: в 1903 году его жестоко избивают, а потом убивают в собственном доме. По одним подозрениям, это были грабители, которые хотели заполучить золото и деньги купца, по другим - родной сын Абдулла, не разделявший правоверные интересы отца, слывший гулякой и безбожником. Между ними нередко происходили скандалы и ссоры, которые привели к полному разрыву родственных отношений. Мир Вафо лишил Абдуллу наследства и выгнал из своего дома. Целое десятилетие опальный сын жил где придется и перебивался случайными заработками, не общаясь с отцом и не получая от него никакой поддержки. И тут случилось зверское убийство, которое всколыхнуло Самарканд. К громкому судебному делу даже был привлечен русский адвокат Наум Болотин, довольно успешно защищавший Абдуллу. Однако, чем закончилось разбирательство, так и осталось на сегодняшний день загадкой. Возможно, только достоявший до сего времени старинный дом знает на нее ответ, но сейчас он разрушается…
При первом беглом взгляде на здание возникает ощущение, что этот полусгнивший айван с деревянными колоннами принадлежит мечети. Однако, поднявшись наверх и заглянув во внутренние помещения, которые сегодня представляют печальное зрелище, понимаешь, что некогда это был шикарный жилой дом, удивлявший каждого, кто его видел.
Этот дом за подписями «Во дворе сартского дома» и «Внутри дома богатого сарта» попал в фотоколлекцию знаменитого русского фотографа-изобретателя Сергея Прокудина-Горского. О нем упоминала в своей книге «Народная архитектура Самарканда XIX-XX вв.» историк Антонина Писарчик.
«Построенный из заводского жженого кирпича и огороженный стеной, сделанной тоже из жженого кирпича, с большой полукруглой аркой над входом во двор. Комнаты имели окна и двери русского типа и оштукатуренный потолок, украшенный, однако, местной декорацией - резьбой по ганчу. Планировка комнат в этом доме местная: комнаты расположены в ряд и перед ними имеется айван с многочисленными колоннами. Ряд деталей отделки носит тоже национальный характер. Однако таким образом строили преимущественно помещения во внешнем дворе, служившие для приема гостей», - пишет А. Писарчик, добавляя, что Мир Вафо не ограничился возведением большого жилого дома из жженого кирпича для себя, он выстроил несколько таких же домов на территории так называемого нового города (здания, занятые в 1940 г. междугородной телефонной станцией и складами пищеторга) и получал большой доход от сдачи их в аренду.
Описывая же дом в махалле «Суфи-Розик», она подчеркивает, что несмотря на множество новшеств в технике строительства здания, явно заимствованных, отделка имела связь со старыми традициями в декоративном искусстве. Это – лепнина из резного ганча, потолочная роспись, сталактитовые фризы, тахмон - ниши в стенах и так далее.
К сожалению, неподобающее отношение к памятнику историко-культурного наследия (здесь до последнего времени располагалась школа автовождения), привело к тому, что внутренняя отделка отсырела и осыпалась, из-за протекающей крыши прогнили потолки, а всё здание сейчас находится в аварийном состоянии.
Проблема сохранения уникального объекта не раз поднималась на телевидении и в газетах, но только в этом году, наконец, государство в лице Кабинета Министров включило дом Мир Вафобая в программу реставрации. На эти цели, по сведениям начальника областного управления культурного наследия Б. Шайматова, будет выделено два миллиарда сумов. Сумма, конечно, с нынешними ценами на проектные и строительные работы, материалы недостаточная, однако и она сейчас очень существенна. Единственно, хотелось бы пожелать более ответственного отношения заинтересованных организаций в этом вопросе: для начала нужно хотя бы залатать протекающую крышу, через которую попадают осадки внутрь здания и разрушают оригинальный декор конца ХIХ века…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.
В материале использованы снимки С. Прокудина-Горского.