Улучшилась ли ситуация с лифтами?

Многоэтажных новостроек вокруг всё больше, а как обстоит дело с лифтами и их обслуживанием?   

- В прошлом году мы завершили монтажные работы и установили 74 лифта, по городу их насчитывается 227, основная часть из которых – 153 лифта – остались со времен советского прошлого, - говорит начальник областного управления жилищно-коммунального обслуживания Рустам Саттаров. – Несмотря на то, что делаются попытки по установке и обновлению устаревших лифтов, уже после года эксплуатации совершенно новых лифтов они  превращаются в разбитые, грязные и разрисованные коробки. Жители относятся к технике халатно, не следят за её состоянием.

Ежедневно в городе останавливается около тридцати лифтов. Наиболее частая причина «остановки» - отключение электроэнергии, или же скачок электронапряжения. Это приводит к сгоранию мотора и необходимости проведения сложных процедур, именуемых перефазировкой (перемотка мотора). В этих случаях запустить вновь лифт будет крайне сложно, и жителям приходится ждать не менее недели, а то и больше.

Но это еще не самое страшное, гораздо сложнее, если вы вдруг застрянете в лифте. На помощь к вам придут не сразу. Многие жители высоток, построенных еще в советское время, не знают – кто их лифтер и есть ли таковой вообще? Многие ТЧСЖ не хотят брать в штат лифтёра, из-за лишних трат, ведь ему нужно платить заработную плату. К примеру, в ширкате «Юлдуз», который обслуживает три девятиэтажных дома по улице Беруни на протяжении нескольких лет,  нет специалиста по  лифтам. В случае застревания людям приходится звонить механикам, председателю ширката и по телефонам ответственного государственного унитарного предприятия «Самарканд уй-жой таъмир профессионал бошкарув ташкилоти». А ведь  в недавнем прошлом обстановка была совершенно другой.

Для механиков и лифтёров была отведена специальная комната с оборудованием. В случае остановки лифта человеку достаточно было нажать на кнопку вызова и на специальном табло загоралась красная кнопочка, по которой лифтер определял место остановки и шёл на помощь. Сейчас помочь может только сотовый телефон, в противном случае приходится стучаться и кричать, чтобы тебя услышали и освободили. И в первом, и во-втором случае помощь придет не сразу – через 40 минут или час. Хотя по нормам время оказания помощи не должно превышать 20 минут. Кстати, об этих нормах и нехватке специалистов в отрасли нам рассказал главный инженер ГУП «Самарканд уй-жой таъмир профессионал бошкарув ташкилоти» Фарид Латипов. 

- В городе за эксплуатацией лифтов следят обученные механики – это восемь человек, - говорит главный инженер. – Трое из них обслуживают массив Корасув, где было установлено 90 новых лифтов. Специалистов, конечно, мало, но, к сожалению, у нас нет учебных заведений по обучению механиков и лифтёров, что сказывается на нехватке профессионалов. К тем немногочисленным желающим, которые хотят обучиться профессии, мы прикрепляем опытных сотрудников. В среднем для обучения специальности понадобится шесть месяцев, а работе лифтеров можно научиться за месяц. Только по мнению бывших лифтеров, которые многие годы проработали в этой сфере, они не хотят продолжать работу из-за низкой оплаты их труда ширкатными хозяйствами и отсутствия условий.

Отмечу, что ГУП обслуживает только те лифты, которые относятся к ширкатным хозяйствам, ведь за каждый «рабочий лифт» ширкат должен перечислять деньги на основании составленного договора. Отдельная плата производится в случае замены запчастей. В городе насчитывается 28 жилтовариществ, где есть лифты.

Многие многоэтажные новостройки по улице Рудаки пока не обслуживаются унитарным предприятием, потому что у них нет жилтоварищества, а значит, лифты здесь никто не ремонтирует. В случае поломки лифта жители домов находят механиков сами.

- Мы недавно переехали в новостройку в массиве Корасув, - делится впечатлениями Хуршида Эрназарова. – В нашем 12-этажном доме установлено два лифта, один пассажирский, а второй грузовой иностранного производства. Пока они новые. Я никогда не застревала, но боюсь представить, что буду делать, если такое произойдет. Ведь я не знаю, кому звонить, есть ли лифтёры, кто должен прийти на помощь…

Но есть и другие факты, когда в некоторых домах на месте лифта – глубокая шахта, наличие которой чревата несчастными случаями. Несмотря на то, что эти дома не сданы строительными компаниями в эксплуатацию официально, в квартирах уже живут люди.

Конечно, для решения этих поднятых проблем требуются время и подготовка новых кадров. Важным шагом стало бы открытие курсов или же направлений в средних учебных заведениях по обучению технического персонала для обслуживания лифтов. Немаловажным аспектом является и достойная оплата труда. Возможно, тогда ситуация изменится, а пока жильцы продолжают надеяться на то, что когда-нибудь их старые лифты будут заменены на новые, а свет перестанут отключать так часто...

Замира БАЛТАЕВА.