Укрощение строптивой
В Самаркандском областном русском театре драмы с успехом прошла премьера спектакля по одноименному произведению У. Шекспира "Укрощение строптивой".
В творческой среде зачастую возникает «звездная болезнь». Что касается "Укрощение строптивой", то ничьей «звездности» не чувствовалось, никто «не тянул одеяло на себя». Зато чувствовалось, что все работали. Мастер-класс продемонстрировали корифеи театра: Руслан Хаиров, Евгений Васиев, Ильдар Гасанов, Эльдар Гафаров. Были органичны в роли влюбленных Наталья Селянина и Шахзод Шахназаров. Как всегда эксцентричен и комичен Нодир Казимов.
"Звездный час" пробил над исполнителями главных ролей - Алиризо Рузиевым и Аленой Чернавцевой. Когда-то А. Рузиев уже завоевал лавры победителя на республиканском фестивале "Дебют- 2014" . С тех пор, почти за 10 лет, он сыграл немало ролей в стенах театра. Роль Петруччо в шекспировской комедии - большая творческая победа Алиризо. А. Чернавцева в роли Катарины оказалась вовсе не взбалмошной и стервозной девицей. Проглядывался характер сильной женщины, которая мечтает об избраннике сильнее ее не физически, а твердого и непреклонного характера.
Больше всего впечатлили участники массовых сцен, которые в ремарках пьесы значились как "толпа", "народ". "Народ" в составе Светланы Ануфриевой, Зульфии Хамидовой, Виктории Савельевой, Акмаля Бабаева и Хасана Бурханова стал отдельным персонажем театрального действия. Массовые сцены обычно заполняют "пустоты" спектакля. Здесь же "народ" участвовал на протяжении всей постановки, реагируя, порой междометиями в той или иной мизансцене. Надо отметить, что в новой постановке чувствовался дух слаженного единого организма. Можно сказать, ансамбль «свершался». И радует, что коллектив работал в одной связке.
Произведение из «Золотого фонда» мировой классики в постановке режиссера Ферганского русского театра драмы Анвара Абдуллаева прозвучало своеобразно, со своими "ноу-хау" и современными музыкальными ритмами оно покорило зрителя с первого раза. Почему это случилось, ответил сам режиссер:
- Актуальность произведений Шекспира сегодня, как и в прошлые, и, надеюсь, в будущие времена, в том, что в его пьесах затрагиваются проблемы, близкие обычному человеку вне любого возраста. Спектакль решен в непривычном формате, чтобы современный зритель смотрел его с интересом, проводя аналогию с сегодняшней жизнью. Тут все просто. Я считаю, что академическая помпезность классических постановок сегодня уже не привлекает, а порой даже отталкивает зрителя, особенно молодежь. У подрастающего поколения слово "классика" стало синонимом слова "скучный". "Укрощение строптивой" - подходящий материал для творческих экспериментов.
Отмечу, что необычна и сама сценография спектакля (художник Антонина Гурьянова). Деревянные кубы, ступеньки и другие атрибуты создают особую атмосферу в спектакле. В начале перед нами возникает портовый город. Перестановка, причем руками актеров, переносит нас в богатые апартаменты сеньора Баптиста. А высота, посредством тех же кубов, на которой Бьянка (Н. Селянина) и Люченцио (Ш. Шахназаров) объясняются в чувствах друг к другу, говорит сама за себя, ибо любовь выше всех земных сует. Неожиданно деревянная конструкция "превращается" в праздничные столы и скамьи. Словом, все продумано до мелочей. Ничего лишнего.
Спектакль стал действительно триумфом. 99 процентов зала было забито поклонниками театрального искусства, а некоторые зрители занимали места на добавленных из фойе стульях.
Спектакль "Укрощение строптивой" третий по счету, поставленный по приказу Министерства культуры и туризма РУз приглашенным режиссером.
Первой "ласточкой" в этой практике стал режиссер Самаркандского областного театра музыки и драмы Шухрат Санакулов, который не просто поставил спектакль «Фархад и Ширин», он спас его от неминуемого провала. Я как-то спросила одну из актрис после репетиции, почему режиссер иногда останавливает репетицию и о чем-то беседует с вами. Она ответила, что он рассказывает историю Шелкового пути, просвещает молодежь о творчестве Навои. Да, после этого я почувствовала, как они выросли духовно.
Еще одним приглашенным стал режиссер Каха Гогидзе с постановкой "Ханумы". Меня удивил его подбор исполнителей ролей. Это были артисты преимущественно "возрастного" состава. Некоторые месяцами, а то и годами не были заняты в спектаклях текущего репертуара. К. Гогидзе, побеседовав, провел своеобразный кастинг. "Старая гвардия", можно сказать, расправила крылья и источала на зрителей свой мощный творческий потенциал. Премьера прошла с аншлагом.
Эти примеры навели меня на мысль, что приглашенные режиссеры - очень хорошая тенденция. Каждый мастер со своим видением сцены и творческим багажом, работая с самаркандскими артистами, оставил частичку своего опыта, помог "вырасти" актерам. Безусловно, приглашенный режиссер накладен в финансовом отношении, но, оставляя это заботам руководства театра, отмечу, что подобная практика дает намного больше. У творческого коллектива, включая художников, декораторов, осветителей и звукооператоров, появляется шикарная возможность соприкоснуться в процессе работы с мастерами сцены, вдохновиться и обновиться.
Лариса САДЫКОВА.