У истоков охраны памятников старины и искусства

В течение ряда лет на заседаниях Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии и археологического общества ставились вопросы о сохранении памятников Туркестана, и на это выделялись средства. Комитетом принимались меры и к командированию в Среднюю Азию специальных экспедиций, состоящих из ученых, архитекторов, этнографов, фотографов и художников, для изучения и снятия копий орнаментов с памятников архитектуры Самарканда и других мест края. Эти труды, годы спустя, пригодились при реставрационных работах.

Важное историческое значение памятников старины и искусства Средней Азии, расположенных в огромном количестве на ее территории, обращало на себя особое внимание многих и вызывало желание сохранить это богатство. Еще в 1916 году двумя Ташкентскими научными сообществами – Туркестанским отделом Географического общества и Туркестанским кружком любителей археологии - был поставлен вопрос о регистрации и составлении списка сохранившихся в Туркестане памятников прошлого. Однако из-за революции планам этим не суждено было осуществиться в полной мере…

С новыми властями

В 1920 году тема сохранения памятников Средней Азии вновь ожила, когда новым правительством были сделаны первые шаги в области охраны и реставрации памятников культуры. Тогда в Ташкенте возродилась мысль о привлечении к этой деятельности обоих, прежде действующих сообществ – ТКЛА и ТОГО. В Самарканде из числа людей, прежде занимавшихся вопросами истории, была создана и начала действовать постоянная Комиссия по охране памятников старины Самкомстарис.

Организованная властями республики структура Туркомстарис - Туркестанский Комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы, приступила к работе. На этот раз впервые в охранный список включены природные богатства края. В круг деятельности Комитета входило: управление всем музейным делом республики, охрана, регистрация и реставрация памятников истории и искусства, регистрация и охрана памятников природы, а также сбор и научная обработка всего относящегося к этому материалу.

Для юридического обоснования, необходимого к признанию памятника древним и требующего охраны со стороны государства, образована специальная научно-художественная экспертная комиссия. Туркомстарис избрал для этих целей путь регистрации, понимая под этим предварительное изучение памятников непосредственно на месте их расположения, и классификацию с занесением в особые реестры, утверждаемые в законодательном порядке. Таким образом, в 1921 году впервые положили начало систематической регистрации объектов старины, подлежащих охране.

Постановлением, принятым Правительством Туркреспублики, на Туркомстарис возложили обязанность регистрации не только монументальных памятников старины, но и отдельных предметов, имеющих большое научное, историческое и художественное значение, находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц. В силу Декрета СНК Туркреспублики от 31 июля 1921 года запрещались вывоз из всех мест республики и продажа за границу предметов искусства и старины.

Туркомстарис с самого начала своей деятельности проявил особую осторожность в отношении археологического изучения Средней Азии, направив, прежде всего, свое внимание на прекращение любительских и хищнических раскопок. С этой целью в июле 1921 года принято соответствующее постановление СНК Туркреспублики под № 173. В то же время еще одним постановлением все работы Комитета и его Самаркандской Комиссии, направленные на сохранение памятников древности, призывалось считать «внеочередными и сверхударными».

По приглашению Туркомстариса для проведения научной работы в Среднюю Азию приезжали: известный востоковед, академик В. Бартольд, профессора Б. Денике, А. Семенов и доктор Кон-Виннер из Германии. С согласия Академии истории материальной культуры главным музеем в 1921 году в Самарканд была отправлена специальная научно-художественная экспедиция под руководством архитектора А. Удаленкова, сумевшая собрать для науки большой и ценный материал.

В течение первых трех лет деятельности Туркомстариса взяты на учет 52 наиболее ценных в историческом и археологическом отношении памятника Туркестана, приняты меры по дальнейшему изучению памятников и принятию их на учет. Предпринятые Туркестанским Комитетом меры по возвращению вывезенной святыни – Корана Халифа Османа - увенчались успехом. Летом 1923 года особой комиссией Коран был привезен в Ташкент и передан Ташкентскому музею.

Вернули к жизни

После начатых в 1920-е годы работ по охране и сохранению памятников истории и культуры процесс уже не приостанавливался, а его масштабы только увеличивались из года в год. Принимая во внимание вред, наносимый прежде кустарными и непрофессиональными работами по реставрации памятников старины, в 1923 году принято постановление, на основании которого, охрана, ремонт и реставрация должны производиться только самим Комитетом или его органами на местах.

В 1924 году, в связи с национальным размежеванием республик, Туркомстарис был переименован в Средазкомстарис. Вместе с наращиванием научной деятельности, постепенно совершенствовались методы реставрационных работ, увеличивались их объемы. В итоге была проделана огромная и сложная работа, к которой привлекались как местные народные мастера, так и специалисты-строители. Пройденный путь был довольно трудным и сложным, но он позволил накопить определенный опыт, остановить процессы разрушения и вернуть к жизни многие памятники культуры, являющиеся достоянием страны.

Соответственно требованиям времени создавались новые структуры по охране и реставрации памятников старины. Продолжая лучшие традиции, заложенные в начале, в Самарканде организуются и начинают функционировать сначала Республиканская ремонтно-реставрационная контора, а после научно-производственные реставрационные мастерские.

В области археологии также был проделан большой путь, а его результаты легли в основу научных трудов и учебников по истории нашего края. В 1970 году специально к 2500-летию Самарканда на городище Афрасиаб был открыт «Музей истории города». И хотя за прошедшее время уже многое удалось познать, но по сей день земля Средней Азии продолжает удивлять ученый мир своими новыми и интересными находками, обнаруживаемыми в глубинах ее недр.

В 1982 году в Самарканде назрела необходимость для комплексного решения многих проблем и вопросов путем создания единой организации. Таким образом был образован Государственный Самаркандский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в составе которого функционировал государственный отдел по охране и использованию памятников.

В перечень задач отдела входило: заниматься контролем над ведением реставрационных работ, а также охраной памятников истории и искусства, выявлением новых объектов для взятия их на учет. К 1996 году на учете и охране в Самарканде состояло более 218 памятников материальной культуры, в том числе 63 памятника монументального искусства и 4 памятника археологии. В том же 1986 году Инспекцией по охране и использованию объектов культурного наследия Самаркандской области, которую в течение многих лет возглавляла М. А. Набираева, был поставлен вопрос о необходимости включения в список охраняемых объектов, здания архитектуры европейской части города конца XIX - начала XX века.

Пришло время, когда Самарканд по праву оказался включенным в список Всемирного культурного наследия, охраняемого международной организацией ЮНЕСКО. Это произошло в 2001 году, благодаря стараниям директора Инспекции по охране и использованию объектов культурного наследия Самаркандской области М. Набираевой, подготовившей с коллегами для этого всю необходимую документацию.

Зависит от нас

Исторические памятники и объекты культурного наследия Самарканда, как и в других древних городах Узбекистана, до сих пор нуждаются во внимании и охране, этот вопрос стоит остро. К сожалению, в современных реалиях жизни архитектурному облику Самарканда грозит процесс обезличивания и стирания его индивидуальных черт. Если взглянуть на фотографии прежних видов Самарканда - как старой его части города, так и новой, то поражаешься изменениям, произошедшим за последние десятилетия. Здесь требуется обратить особое внимание происходящему. Возросшие в последнее время темпы современного строительства в городе требуют продуманного и грамотного подхода, учета уже исторически сложившейся среды Самарканда. Сохранение облика города должно стать главной задачей и приоритетом, которыми обязаны руководствоваться те, кто принимает ответственные решения по вопросам его планировки и архитектурной застройки.

Сегодня в деле охраны наблюдается целый ряд многообещающих начинаний по развитию сфер культуры и туризма в стране, в частности, наблюдается особое отношение к городу Самарканду. Не так давно был поставлен вопрос о сохранении произведений монументального искусства города и области, озвучена цель по возрождению Самаркандской школы реставрации.

В декабре уходящего 2023 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил о принятии семилетней программы совершенствования деятельности музеев. В рамках этой программы в Самарканде планируется восстановить знаменитые сады Амира Темура, а также создать музей «Великий шелковый путь» и восстановить комплекс Биби-ханум. Помимо этого, страницы Корана Усмана будут законсервированы и восстановлены.  В музей под открытым небом превратят 18 археологических объектов республики и многое другое…

И еще одно особо значимое событие планируется провести в Самарканде в 2025 году. По сообщению помощника Президента Узбекистана Саиды Мирзиёевой, для проведения очередной 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был избран город Самарканд.

Хочется надеяться, что наш город сохранит свой уникальный облик. Ведь от нас в немалой степени зависит будущее Самарканда и то, каким он перейдет в руки наших потомков.

Светлана ЖУКОВА,

Александр ГАЛАК.