Учитель – не просто выбор специальности

 Сколько династий есть в мире? Наверное, столько же сколько и профессий. Но среди многих из них особо выделяются педагогические, которых можно отнести к разряду особых, ведь им приходится работать и жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний должно хватить не только на учеников, но и на своих собственных детей. Сегодня мы расскажем об одной из продолжательниц таких династий Юлдуз Пирназаровне Урунбаевой.

- Зачинателем нашей династии учителей был мой отец Давронов Пирназар, - говорит Ю. Урунбаева. - Казалось бы, что судьба его предрешена – продолжать дело предков: пасти овец в предгорьях Джама. Но, благодаря стараниям сельского учителя, привившего ему любовь к физике, отец после окончания школы поступил на физико-математический факультет Самаркандского государственного педагогического института имени Айни, который он окончил в 1973 году. Педагогическая деятельность моего отца, как и многих других, началась с маленьких районных школ. Трудясь в различных образовательных учреждениях и поднимаясь по служебной лестнице он, оставив работу в г. Джизаке, вернулся в Самарканд, где стал заниматься исследовательской деятельностью. Несмотря на то, что моему отцу Пирназару Зиятовичу за 75 лет, он все еще продолжает работать на кафедре «Педагогика, психология и образовательные технологии» в областном национальном центре обучения педагогов новым методикам. Им написано более 120 научных работ, методических пособий по грамотному использованию водных ресурсов и т. д.

Свою трудовую деятельность, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Самаркандского института экономики и сервиса Юлдуз Урунбаева начала в 1996 году учителем средней школы № 13 города Самарканда, одновременно учась в Самаркандском сельскохозяйственном институте. Затем с 2001 по 2007 годы преподавала в Самаркандском профессиональном колледже социальной экономики. В 2007 г., будучи старшим преподавателем, в 2010-м окончила аспирантуру Самаркандского филиала Академии наук РУз. В настоящее время Юлдуз Пирназаровна проводит научные исследования развития сферы услуг и проблем повышения уровня жизни населения. На сегодняшний день у нее уже свыше 300 научных работ, в том числе семь монографий, пять из которых в соавторстве, четыре брошюры, восемь методических пособий, электронное учебное пособие в соавторстве.

- Вы знаете, почему люди из поколения в поколение выбирают профессию педагога, хотя знают о всех сложностях этой работы, - продолжает Юлдуз Пирназаровна. - Как-то я задумалась над этим и поняла, что это особый образ жизни, стремление к самореализации, дар учить, если хотите генетическая предрасположенность. Заслужить репутацию среди коллег и, в особенности учеников, можно только преданностью к своей профессии, ответственным подходом к выполнению своих обязанностей, инициативностью и организованностью, моральными и человеческими качествами.

- Я думаю преподавательские семьи в наше время явление исключительное, вы вслушайтесь, как возвышенно и строго звучат слова «династия учителей», они подчеркивают благородство и талант, образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения, - включается в разговор Мухаббат Умирзокова. - Я не имею в виду только деда Пирназара Давронова, маму Юлдуз Урунбаеву, я говорю о всех тех, кто требовательно относится к избранному пути, по велению сердца. Считаю, что мне повезло, выйдя замуж, я попала в семью преподавателей. Свекровь Феруза Баходировна трудится в Самаркандском юридическом коллеже, ее супруг Фарход Умирзокович преподает в Самаркандском институте экономики и сервиса. Их лозунг - преподавание должно быть таким, чтобы ученики воспринимали учебу как драгоценный дар, а не нудную обязанность. С малых лет я усвоила слова, которые любила повторять моя мама: «Чтобы учить, педагог сам должен знать и уметь многое». Я считаю, что чем ярче личность, тем сильнее должно быть ее стремление к совершенству, ведь преподавательство – это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Советы моих родных очень помогали мне, когда я после окончания магистратуры Самаркандского института экономики и сервиса занялась преподавательской деятельностью, кстати, в настоящее время готовлюсь к защите докторской диссертации.

Учитель - это непросто выбор специальности, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Учительские династии – гордость не только семьи, но и нашей большой страны.

Семейная традиция, зачинателем которой был Пирназар Давронов, подхвачена третьим поколением, и кто знает, может быть, это еще не финиш на пути выбора учительской профессии в их дружной и сплоченной семье.

Юлдуз МАМАТКУЛОВА.