Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Учитель не бывает одинок

- В Самаркандской области трудится 54 535 учителей, из них 947 те, кому 60 плюс, - отмечает начальник отдела кадров облуно Насиба Шарипова. – Многие из них составляют золотой фонд школьной педагогики, их вклад необходим и бесценен.

К сожалению, не удалось выяснить, много ли среди полноценно учительствующих пенсионеров перешагнувших восьмидесятилетний рубеж. Почему-то кажется, что наша сегодняшняя героиня – такая одна.

…Давлат интересуется космосом и давно мечтал об энциклопедии, раскрывающей тайны Вселенной. Под самый Новый год мечта сбылась! Мальчик уже не верит в Деда Мороза, знает, этот дорогой для его маленького сердца подарок сделали мама и папа. А первой, с кем захотелось поделиться радостью, была учительница.

Примечательно, Валентина Ивановна Тезикова начинает беседу о своей трудовой биографии не с себя, а с такой вот бесхитростной детской истории! Не оттого ли, что общий стаж этого педагога шестьдесят пять лет, а нынешний, 2019-2020 учебный год в самаркандской школе №12 у Тезиковой - юбилейный, шестидесятый. Но за столь долгую учительскую практику она, по её уверениям, не устала от учеников и тетрадей, не утратила интереса к профессии, к понятию школа в самом широком смысле.

«Неужто за более полувека не надоело?», - любопытствуют присутствующие при нашем разговоре. В ответ – искреннее удивление, мол, как и почему любимое дело может утомить: «Это же моя жизнь, иную не представляю. А дети… Дети – целый мир! Прекрасно, что связала с этим миром судьбу, что доверено не только учить азам, но развивать, воспитывать, передавать опыт, знания, расширять кругозор, направлять на истинные ценности».

Кстати, у Валентины Ивановны своя теория относительно теснейшей связи двух процессов – учебного и воспитательного. Она считает в данной связи они не просто равноправны, но воспитание едва ли не первично. Если с самых ранних пор ориентировать малыша, даже пока не владеющего грамотой, на то, как важно учиться, стремиться больше знать, то есть, прививать интерес к учёбе, то искорка быстрее разгорится, учёба потом станет легче даваться. И та же культура, манеры, как без них… Это же забота семьи, скажете вы, и будете правы с точки зрения современной педагогики. Только не с точки зрения Тезиковой, уверенной, что тут прерогатива школы обязательна, потому с энтузиазмом берёт и эту функцию на себя. А иначе зачем в программу начальной школы заложен такой, например, предмет, как азбука этики?! Сколько тем можно на нём приоткрыть, обсудить -  от поведения за столом, на улице, в автобусе до тонкостей общения с книгой, от помощи пожилым до искусства строить диалог.

Вот что говорит завуч школы №12 Фатима Маматкулова:

- Восемнадцать лет работаю рядом с Валентиной Ивановной и смело могу отметить её любовь к детям, умение найти подход к родителям, владение обучающими программами. В свою очередь, ребятишки искренне привязаны к ней, родители относятся с должным уважением. Некоторые из них – бывшие её ученики, и это не только мамы и папы, но уже бабушки, дедушки и даже прабабушки! Отдавая деток в первый класс, они хотят, чтобы те попали именно в руки Валентины Ивановны. Заложенный первой учительницей фундамент ребята не утрачивают, этот факт нередко отмечают затем педагоги средней и старшей школы. А еще она опытный учитель-наставник, всегда готова дать совет начинающим, не скрывая секретов мастерства.

Что ж, и сама Валентина Ивановна набиралась навыков не только по учебникам в первые годы после педучилища в школах №№21 и 27. Отработав свои уроки, ходила по занятиям, смотрела, слушала, вникала. Здесь невольно возникает вопрос о том, когда были «лучше» ученики и учителя, тогда или сегодня? И если иные ругают нынешнее образование, обвиняют в малой образованности как сидящих за партами, так и корпящих над планами, опытный педагог говорит об обратном. Поколение нового века видится ей более знающим, менее закостенелым, свободным, ищущим. Разумеется, при условии нужного русла. Не ругает она и гаджеты, отдавая должное правильности, разумности их использования, которое делает технический прогресс помощником. Наверное, такие особенности взгляда на жизнь, на профессию и делают Валентину Ивановну интересной для окружающих, позволяют сохранять добрые отношения с бывшими выпускниками.

Вот ещё деталь учительской биографии. Однажды Тезиковой довелось быть классным руководителем десять лет – с первого по десятый, оставаясь преподавателем начальных классов. Родители уговорили её, ходатайствовали перед директором школы. И с некоторыми учениками выпуска 1973 года до сих пор у нее самые тёплые взаимные чувства, хотя «ребята» - а им давно за 60 - разлетелись по свету. Но для неё эти люди пенсионного возраста – Валя, Вова, Таня, Лёня… Из школьной любви одноклассников родилось две семьи. Минувшим летом Валентина Ивановна гостила в Москве у бывшей коллеги и её внучки – тоже когда-то тезиковской ученицы - там и встретилась со своими питомцами, а потом они её навещали в Самарканде.

Слушая исповедь собеседницы, в каждом повороте судьбы нахожу подтверждение красивым словам «Учитель не бывает одинок».

P.S. Когда писался материал, коллектив двенадцатой школы поздравил В. И. Тезикову с днём рождения, с юбилейными цифрами педстажа. Учителя скинулись на торт. Звучали добрые слова от гороно, коллег и родителей. Был вручён памятный подарок. И ничего, что там напутаны цифры, всё равно, говорит, было приятно…

 

Галина ТРОИЦКАЯ.

Фото А. Харитонова.