Учитель, имя твоё свято!

В жизни каждого человека есть люди, которые оказывали заметное, подчас решающее влияние на выбор профессии, формирование его характера и мировоззрения. Для преподавателя Ироды Хуррамовой определиться с выбором профессии помогла учитель математики школы № 45 Кузнецова Мая Сергеевна, которая прекрасно знала свой предмет и могла объяснить ребятам трудную тему так, что она становилась для них понятной.

Именно тогда Ирода Хуррамова увлеклась цифрами, вычислениями, поэтому после окончания школы вопроса о выборе профессии не стоял. Для себя она твёрдо решила, что будет учителем математики!

На вопрос, трудно ли работать с подростками, Ирода Набиевна ответила так:

- В каждом из них вижу личность. Неважно, отличник это, хорошист или троечник. Главное - не быть равнодушным к тому, что происходит в их жизни. Дети очень остро чувствуют ложь, а если они видят, что ты открыт и искренен, то и сами стараются быть такими.

И. Хуррамова работает в сфере образования более 15 лет, и, что удивительно, ей удалось с самого начала завоевать любовь и уважение детей, коллектива, родителей. У Ироды Набиевны есть всё, что присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, терпение и неиссякаемая энергия.

Не перечислить, скольким ученикам она дала путёвку в жизнь! Многие сейчас успешно трудятся в разных уголках страны. Есть среди её учеников и те, кто пошёл по её стопам, выбрав профессию педагога, учителя. Они работают в нашей области, районе и в нашей школе.

За многолетний труд в образовании она многократно поощрялась почетными грамотами и званиями.

То, что происходит сейчас с образованием, - это подготовка завтрашнего дня. Каким он окажется? Любая реформа начинается с того, что формулируется цель. В данном случае ключевой вопрос: какого выпускника ждет страна? Ремесленника? Технократа? Идеологически правильного исполнителя? Или всё-таки свободную личность, способную адаптироваться к условиям современности?

- Чем старше становятся ученики, тем с ними проще, - говорит И. Хуррамова. – Так, в старших классах, чтобы преподавать, достаточно отличного знания своего предмета. А вот в начальных классах и даже в пятом нужно больше. Дети еще не умеют концентрировать внимание на предмете больше десяти минут, пишут медленно, поэтому раз в 15-20 минут им нужно менять вид деятельности, придумывать игры, задания. Надо сказать, что на подготовку такого урока требуется гораздо больше времени, сил и опыта. Говорят, что учитель - это миссия, призвание. Только в нашей стране учителей сотни тысяч. Я считаю, что учитель – это, в первую очередь, просто работа и хорошо, если для кого-то она станет и миссией.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня, выставках и научных проектах.

По словам И. Хуррамовой, на внеурочных занятиях есть больше возможностей для развития любознательности, логического мышления. Есть возможность решать нестандартные задачи, развивать интерес к изучению математики, так как ни учитель, ни ученики не ограничены временными рамками урока и учебными задачами. Некоторым учащимся вполне достаточно радости, получаемой от решения задачи или примера, чтобы появился интерес к математике. Но есть ученики, у которых вызвать интерес к предмету можно лишь, только с помощью дополнительной работы. Поэтому развитие интереса к предмету – одна из основных задач, стоящих перед учителем.

Например, для успешного овладения учебным материалом в школе № 69 г. Самарканда проводятся месячники математики и информатики. В текущем году месяц математики проходил в школе с 1 по 27 февраля, в котором приняли участие учащиеся 5 - 9 классов. За этот период с учениками 5 «А» и 5 «Б» классов был проведен математический КВН, а с учениками 6 «А» класса реализован творческий проект на тему "Мир положительных и отрицательных чисел». Подведение итогов состоялось 27 февраля на общешкольной линейке, здесь же в торжественной обстановке были вручены грамоты и сертификаты победителям и участникам познавательных мероприятий месяца математики, проводимой учителем математики Иродой Набиевной Хуррамовой.

Юлдуз МАМАТКУЛОВА.

Фото автора.