Учебники нового поколения: что говорят учителя?
Завершается учебный год. Школьники и их педагоги протестировали учебники нового поколения. Какие плюсы и минусы отметили для себя учителя, пройдя весь материал новых учебников?
Начнем, пожалуй, с того, что учебный 2022-2023 год во многих школах страны начался без учебников. От старых в стране решили отказаться, а напечатать новые вовремя не успели. Стоило школьникам получить учебники нового поколения, и в соцсетях вспыхнула буря негодования. Из-за чего авторы новых учебников обратились к Президенту и попросили, чтобы оценку учебникам дали независимые эксперты. Словом, для многих эта тема до сих пор является одной из обсуждаемых.
Напомним, что решение об издании учебников нового поколения было принято в рамках внедрения в школьное образование Национальной учебной программы, рассчитанной на 2022-2026 года. Была поставлена задача подготовить учебники на основе передового международного опыта. Так чем же отличаются новые учебники от старых?
- Многим. Новые учебники изобилуют иллюстрациями, ощущение, что большая часть учебного материала состоит из картинок, - отмечает учитель истории Виолетта Асабекова. - Нынешние учебники считаю крайне неудачными. Складывается ощущение, что их создавали наспех. Особенно мне не особо понятны учебники истории для 10-х классов. В них нет конкретики. Все поверхностно. Рассчитаны они на ученика ниже среднего уровня. Как-то, проходя между партами, подняла в проходе рюкзак одного из учеников и ахнула. Если мне, взрослому человеку, было не просто его поднять, то представьте, какую колоссальную нагрузку ежедневно получает подросток, его позвоночник. Словом, учебники огромные, тяжелые, а нужной информации в них по факту нет.
Виолетта Эрнестовна признается, что вынуждена доставать старые учебники и дополнительно работать с учениками, в противном случае поступить им в вуз вряд ли удастся.
- История – это, прежде всего, ответы на вопросы «Когда? Что, где и почему произошло?», - продолжает педагог. - Однако ответы на них в новых учебниках вы вряд ли найдете. После общественной критики учебники планируют поменять, создать новые. И в этой связи возникает вопрос: «Стоило ли торопиться?»
Педагог русского языка и литературы Ольга Степанова из Пахтачийского района напротив учебниками нового поколения довольна:
- Можно спорить сколько угодно о качестве учебников, но одно скажу точно, меня лично порадовало то, что в них появились проектные работы. Сегодня я все чаще задаю себе вопрос: «почему раньше я не использовала проектные работы?». После того, как мы прошли определенную тему, прямо в книжках детям дается задание с планом действий. Дети готовят презентации, создают ролики, разучивают театральные сценки. И главное, им это нравится.
Ольга Анатольевна отметила, что учебники адаптированы под ребят, для которых русский не родной язык.
- Безусловно, новые учебники по сравнению с предыдущими легкие, - рассказывает Ольга Степанова. - Зато дети, а ведь большинство из них не являются носителями русского языка, легко усваивают каждую новую тему. На занятиях отвечают даже те, кто раньше был в числе отстающих. Вы бы видели, как загораются глаза у ребят, которые раньше с трудом получали тройки. Теперь же, понимая тему, они тоже с удовольствием тянут руку и стараются отвечать. И это важно. Ну а что касается детей, для которых учебный материал является слишком легким, я советую черпать дополнительные знания на просторах интернета, благо сегодня там немало полезной информации.
Педагог признается, что в текущем учебном году часто слышит от своих учеников, что материал слишком легкий, ожидая в этом какой-то подвох.
- Раньше учебники состояли, в основном, из большого объема текста, и многие просто его зубрили, сегодня же делается ставка на логическое и творческое мышление ребенка, - подчеркнула Ольга Степанова. - Конечно же, привыкая к чему-либо, всегда трудно принять что-то новое, отказавшись от старого, ставшего уже родным. Но рано или поздно нам предстоит это сделать.
Малика АБАЙДУЛИНА.