Туркестанское соло Эллы Майяр
В отреставрированном здании храма Святителя Николая, где ныне располагается арт-галерея Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь», открылась первая выставка «Внутренний горизонт». Необычно выстроенная экспозиция, которая подчеркивает атмосферу старинного здания, не мешая его тихой жизни, посвящена фототворчеству известной швейцарской путешественницы, писательницы и фотографа Эллы Майяр.
К 1930-м годам, когда Майяр жила в худжре Тилля-кори и любовалась древними красотами Самарканда, с церкви на вокзале уже был снят купол с крестом, а внутри располагалась техническая библиотека. Майяр прилетела из Ташкента в древний город на трехместном «Юнкерсе», но в Бухару она уезжала на поезде. И, можно с уверенностью предположить, проходила мимо бывшего храма – первого здания от вокзала - с рюкзаком за плечами и дорожной сумкой, в которых были два фотоаппарата «Лейка» с запасом фотопленок, сменная одежда, спальный мешок. Могла ли предположить Элла Майяр, что спустя 90 лет она вернется сюда вновь, но уже в качестве культурного символа эпохи, объединившего части света и народы? Она будет с улыбкой взирать на самаркандцев XXI века с афиши на кирпичной стене, приглашая всех окунуться в Туркестан первой трети века двадцатого с его противоречиями.
Элла Майяр прожила долгую и удивительную жизнь: более 80 лет из 94-х она путешествовала по планете. Вдыхала соленый морской воздух под парусом, глотала пыль в пустыне на верблюде, испытывала судьбу на автомобилях. Около трех лет ее биографии переплетены с судьбой Советского Союза, в частности Средней Азии. Здесь Майяр, очарованная яркими образами, созданными режиссером В. Пудовкиным в «Потомке Чингисхана» (1928), прожила семь месяцев. К тому времени ей, уставшей от «буржуазного материализма» Европы, хотелось расширить внутренние горизонты через горизонты внешние.
Майяр ждал долгий путь, но к нему она была готова, особенно морально, ведь в ней с детства жил «вирус бродяжничества», поэтому комфорт и безопасность для молодой женщины стояли на последнем месте. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан… В Европе об этих странах не слышал обыватель, знали только Самарканд и Бухару по сказкам «Тысяча и одна ночь», и, конечно, сюда устремилось сердце романтичной Майяр. Устремилось, чтобы увидеть и запечатлеть невиданные раннее красоты природы, памятники и людей, понять нрав и устои последних, а где-то и развенчать бытующие мифы, стереть границы между «мы» и «они». Для этого Майяр ездит с местным народом в общих вагонах поездов, стоит вместе в бесконечных очередях за продуктами питания и документами, работает на полях, за что ей, кстати, не платят, живет под одной крышей с женщинами, которые никогда не ведали о европейской культуре, но это ничуть не умаляло их достоинства... В результате путешествия на другой конец земли прибыли сотни уникальных высокохудожественных снимков и масса впечатлений, которые позже выльются в статьи и книги, безусловно, имевшие невероятный успех.
С частицей той далекой, оставшейся в черно-белых тонах жизни и знакомит сегодня нас выставка, идея которой появилась у куратора Доны Кулматовой после общения с известным культурологом Алексеем Улько.
- Он рассказал, что в Кыргызстане открылось выставочное пространство, посвященное фотографиям Эллы Майяр, почему бы не организовать нечто подобное в Самарканде, - рассказывает Д. Кулматова. – Я стала собирать информацию, а окунувшись в биографию Майяр, ее творчество, поняла: это выставка как никакая другая органично впишется в пространство здания бывшей церкви. К тому времени у меня уже были кое-какие идеи по поводу экспозиции именно здесь, так как с этим зданием я познакомилась в начале 2022 года. На тот момент оно было в ужасном состоянии. Тогда я работала в Агентстве культурного наследия, участвовала в проекте по топографии архитектурных памятников Ташкента и имела кое-какое отношение к организации выставок, в том числе к экспозиции в здании бывшего Русско-Китайского банка в Самарканде, которое прекрасно отреставрировали. Естественно, мне хотелось, чтобы и здание бывшего храма, которое за десятилетия пришло в ветхое состояние, где был пожар, возродилось и стало доступным для людей. И замечательно, что реставраторы справились с задачей, хотя это было очень непросто: заменили полностью крышу, сделали независимую конструкцию, которая не нагружает другие структуры, максимум сохранили на стенах то, что осталось в оригинале, очистив от многих слоев краски. Поэтому, когда обсуждалась концепция выставочного пространства, делался особый упор на сохранении интерьера самого здания.
Действительно, организованная выставка не привязана к зданию. Представленная 21 фотография, размещенная на передвижных стендах, а не на стенах, позволяет зданию жить своей историей, а выставке рассказывать о себе самостоятельно. Экспозиционная площадь, разделенная тематически по регионам - Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива и Нукус – дает возможность зрителю свободно перемещаться внутри времени, всматриваясь в образы тех лет и узнавая знакомые ландшафты. Помогает в этом и освещение, создавая особую атмосферу. Документальный фильм с субтитрами на узбекском, русском и английском языках повествуют о самой Элле Майяр, ее взглядах на исторические события.
- На выставке размещено не так много фотографий, это лишь те снимки, которые предоставил для распечатки нам музей в Лозанне, где хранится весь архив Эллы Майяр, - поясняет Д. Кулматова. – После презентации нашей идеи тогдашнему министру туризма А. Абдухакимову, который нас всецело поддержал, помочь в организации выставки вызвалось Швейцарское посольство в Узбекистане. Именно оно оплатило лицензию на демонстрацию, а также распечатку и оформление фотографий, подготовку самого выставочного пространства. Хочу обратить внимание, что на слайд-шоу представлены фотографии, не вошедшие в экспозицию, но не менее интересные. С фототворчеством Эллы Майяр можно будет ознакомиться в течение трех месяцев. После выставка отправиться в Бухару и, скорее всего, в Хиву.
По словам Д. Кулматовой, в ближайшее время планируется проведение интерактивной выставки с участием самих самаркандцев, у которых есть что показать. А именно старые фотографии, одежду, посуду, словом, всё то, что связано с винтажной эпохой, с 20-30-ми годами. В здании оставлено специально для этого место, есть дополнительные стенды, манекены, тумбы. Люди могут поделиться личным архивом и раритетами семьи, рассказать о них, таким образом обогатив общую историю и, конечно, сделав доступными для понимания внутренние горизонты разных стран, поколений и народов...
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.
Для справки
Элла Майяр родилась 20 февраля 1903 года в Женеве в семье торговца мехами. С детства активно занималась спортом: ходила под парусами на яхте в Средиземном море и каталась на горных лыжах.
Некоторое время она преподавала французский язык в Англии, потом в Берлине преподавала английский язык. Во Франции она снималась в качестве дублера в кинофильмах, была капитаном швейцарской сборной по хоккею, создала женскую команду по хоккею на траве, участвовала в летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.
С 1930 года она совершила несколько путешествий по Советскому Союзу, в том числе в 1932 году семь месяцев путешествовала по советской Средней Азии. По результатам своего путешествия и сделанных во время путешествия фотографий она дома опубликовала на французском языке книгу «От Небесных Гор до Красных песков. Туркестанское соло».
Сегодня весь ее фотоархив хранится в Лозанне (Швейцария), в Елисейском музее.
Об Элле Майяр снят фильм «Путешествие в Кафиристан» (2001), режиссеров Фоско и Донателло Дубини.