То, о чём невозможно молчать

В преддверии Нового года самое время поразмышлять о том, каким был год уходящий и какие неотложные меры следует предпринять, решая актуальные задачи.

В числе этих задач сегодня, на мой взгляд, вопросы продовольственной безопасности, энергоснабжения и стабилизации финансово-экономических отношений, включая состояние дел с государственным бюджетом, инвестиционной деятельностью, внешним долгом, платежеспособностью населения и внешнеторговым оборотом. Все эти направления тесно взаимосвязаны между собой и ослабление внимания к одному из них влекут за собой серьезные последствия для других.

Обеспечение продовольственной безопасности идентично решению задач, связанных с сокращением уровня бедности. Как известно, пока не узаконен «Прожиточный минимум», отдельно взятому гражданину страны приходится довольствоваться нормой потребления, которая в месяц равна 648 тысячам сумов или 21 тыс. сумов в сутки. Последнюю тысячу сумов добавили после того, как произошла либерализация тарифов на коммунальные услуги.

Как видно, при среднем коэффициенте семейственности, равном пяти, отдельно взятая семья должна располагать доходами в 3,24 млн. сумов в месяц. Для сравнения, средняя заработная плата швеи на одной из преуспевающих фабрик Самарканда, где сосредоточено не менее тысячи человек, едва достигает 2,5 млн. сум. Если молодой глава семьи работает учителем в государственной школе и пока не имеет хотя бы второй категории, то его вклад в бюджет семьи составит еще столько же.

О коммунальных платежах

Мы живем в городе, наша семья состоит из трех человек. Если в ноябре прошлого года коммунальные услуги составляли 250 тысяч сумов, то за этот ноябрь, еще до наступления отопительного сезона пришлось заплатить 650 тысяч сумов. Не секрет, что и без учета социальных норм, тарифы повышены в 1,6 раза. Не следует забывать, что только небольшая часть семей области получает денежные переводы из таких развитых стран, как США, Израиль, Южная Корея, Швеция или Япония. 

Как экономист с полувековым стажем обязан обратить внимание на те отрицательные макроэкономические последствия, которые возникли после перехода на нормированное потребление электрической энергии и природного газа. Расходы более чем 37-миллионного населения страны на оплату коммунальных услуг в расчете на год возросли с 1,5 млрд. до 3 млрд. долларов. Нетрудно догадаться, что платежеспособность населения по отношению к другим потребительским товарам сократилась на полтора миллиарда долларов. А это не что иное как возникновение проблем с реализацией у производителей одежды, обуви, ковров, мебели, рост удельного энергопотребления. Это именно те товары, которые облагаются НДС, соответственно в казну государства уже сейчас не поступает и дальше не будет поступать не только этот налог, но и сотни миллионов долларов в виде налога на доходы физических лиц и налога на прибыль предприятий. Именно эти налоги составляют основу формирования местных бюджетов и нетрудно себе представить, в каком положении окажутся местные органы управления.

Один простой пример. Расчеты показывают, что для погашения процента за кредит, предоставленный ЕБРР для приобретения нашим городом электробусов, областной бюджет должен располагать нескольким десятком миллиардов сумов. В таком случае, как будет финансироваться социальная сфера - школы, больницы, поликлиники, детские сады?

Еще более серьезные испытания ожидают нас с апреля 2025 года, когда тарифы на электроэнергию и природный газ для бытовых нужд предусмотрено увеличить дополнительно в 1,4 раза. Каждый мало-мальски разбирающийся в экономике человек может додумать, чем это грозит не только для бюджетов семей, но и для всей макроэкономики страны.

По нашим расчетам из 40-миллиардного (в долларах США) денежного дохода, которыми располагают 8 миллионов семей республики, более 90 процентов направляется на приобретение продуктов питания и медикаментов. Вот обоснование.

При суточном расходе на питание в размере 2,5 доллара, совокупный годовой расход населения страны составит: 2,5 х 365х 37,5 млн. чел. = 33,7 млрд. долларов. Добавим сюда коммунальные услуги, - 3 млрд. долларов. Для удовлетворения остальных потребностей, отражаемых в пирамиде Маслоу, включая образование и лечение, остается 3,3 млрд. долларов. Если из этой суммы вычесть транспортные расходы, оплату услуг связи, а также расходы на приобретение непродовольственных товаров, то для решения жилищной проблемы остается менее одного миллиарда долларов в эквиваленте. При сложившихся ценах эта сумма равна стоимости 35 тысяч трехкомнатных квартир. Этой площади хватит для проживания 150-160 тысяч человек, в то время как ежегодно в Узбекистане заключается около 350 тысяч новых браков, а годовой прирост населения достигает 700 тысяч человек.

Усилия на аграрный сектор

Какой видится выход из складывающейся и имеющей тенденцию к усложнению социально-экономической ситуации? Думаю, что основные усилия должны быть направлены на совершенствование управления аграрным сектором, в первую очередь, размещения сельскохозяйственных культур. Так, при годовой потребности населения Узбекистана в зерне в объеме 5 млн. тонн мы в текущем году, согласно официальных данных, произвели ее в объеме 9 млн. тонн. При этом импорт муки и пшеницы из Казахстана сохраняется в прежних масштабах. Где логика?

При средней урожайности 40 центнеров и средней биржевой цене 3 млн. сумов за тонну, доход с гектара составит 12 млн. сумов. Рост тарифов на электроэнергию, горюче-смазочные материалы привели к тому, что пшеница стала одной из самых низкорентабельных культур. То же самое касается хлопка-сырца. Закупочная цена одной его тонны равна 7-7,5 млн. сумов, в то время как из них только для ручного сбора приходится тратить два миллиона сумов. Мы его в централизованном порядке размещаем на площади миллион гектаров без учета производственных мощностей перерабатывающих предприятий. Если учесть, что основная часть прядильных фабрик введена в строй 20 и более лет назад, то конкурентоспособными можно считать совокупные мощности, не достигающие 600 тысяч тонн пряжи в год. Для этого достаточно произвести 700 тысяч тонн хлопка-волокна или 2,2 млн. тонн хлопка-сырца. Парадокс в том, что в 2023 году Минсельхоз объявил о сборе 3,7 миллиона тонн сырца. Если мы отказались от экспорта волокна, то куда делось его остальное количество?

Прошло пять лет, как приняты постановления правительства о развитии садоводства и виноградарства. В них справедливо подчеркивалось, что с гектара сада можно получить в пять раз больше дохода, чем с гектара хлопка. А что мы видим на практике? Изобилие достигло такого масштаба, что еще в осенний период килограмм высококачественного винограда сорта «хусайни» стоит 25 тысяч сумов, яблок – 12 тысяч сум. Причем сказать, что в этом году многократно возрос экспорт винограда и яблок, никто не может.

Возникает резонный вопрос: что является тормозом для того, чтобы фермеры могли увеличивать доходность с гектара? Без всякого сомнения это централизованное управление, отсутствие свободы выбора в размещении культур. Кластеризация, к которой мы не были готовы, загнала растениеводство в тупик. Казалось бы, чего проще, - есть прядильная фабрика, есть фермерское хозяйство. Оба самостоятельные юридические лица. Промышленник выбирает лучшего земледельца, готового в указанные сроки поставлять соответствующее стандартам техническое сырье, дехканин останавливает свой выбор на надежном, платежеспособном партнере. Они заключают фьючерсный договор и каждый берется за выполнение своих обязательств. Но на деле это не так.

О том, что управление аграрным сектором осуществляется из рук вон плохо, говорит и другой пример. За последние 3-4 года дехканам страны раздали 260 тысяч гектаров орошаемых земель, ранее находившихся в распоряжении фермерских хозяйств. Казалось бы, созданы все возможности для того, чтобы решить проблему с кормовой базой для животноводства, сделать доступными цены на так называемый «второй хлеб», то есть на картофель. Мало того, что мы продолжаем его импортировать, цена на этот продукт первой необходимости за этот год возросла в два раза. Чуть медленными темпами, но все же выросли цены на говядину и баранину. А центры стратегических исследований набрали воды в рот и молчат, будто это их не касается. Так что же их касается, если не картофель, хлеб, витаминная продукция, необходимая для формирования здорового поколения?

Ненужное упрямство

«Стратеги» могут возразить, мол, для нас это мелочи, поднимите планку повыше. Тогда поставим вопрос по-другому. Более тридцати лет страна декларирует, что экономика ориентирована на экспорт, а результаты с каждым годом все хуже. В этом одна из основных причин того, что в Узбекистане самые высокие темпы инфляции среди стран СНГ. Может быть, пришло время сделать соответствующие выводы и отказаться от ненужного упрямства, повернуть экономику внутрь страны, направив ее на удовлетворение насущных потребностей населения! Разве отрицательное сальдо, превышающее 10 миллиардов долларов не предмет для скрупулезного анализа и подготовки научно обоснованных решений со стороны так называемых центров стратегического развития?!

Если учесть ситуацию с демографией и то, что развитие международного туризма определено как локомотив развития экономики Узбекистана, предполагающее дополнительный рост потребности в продуктах питания, есть все основания для того, чтобы отказаться от их экспорта. Это касается и обуви, и многих других товаров, спрос на которые внутри страны остается неудовлетворенным.

Предстоит сохранить и сложившийся баланс денежных доходов и расходов населения в условиях ужесточения миграционной политики в принимающих рабочую силу странах (США, Турция, Израиль, Казахстан, РФ).

В качестве заключения. Во избежание усиления социальной напряжённости в оперативном порядке должны быть приняты конкретные меры, направленные на улучшение повседневной жизни людей, включая обуздание инфляционных процессов, насыщение внутреннего рынка товарами повседневного спроса, энергоресурсами по доступным ценам. Они не могут дать желаемых результатов, пока не будет осуществлена децентрализация управления, перераспределение функций управления между министерствами, ведомствами и региональными органами управления на основе изучения международного опыта, рекомендаций отечественных ученых. 

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.